Накануне весны бетховенская «Весенняя» соната для скрипки и фортепиано прозвучала в «Зарядье» свежо, а главное символично.
Три скрипичные сонаты композитора-юбиляра, в том числе и самая его знаменитая «Крейцерова», были исполнены на виолончели. В этом состояла исключительность программы, но не концерта: вечер музыки оказался особенным по-своему.
Дерзость сделать переложения взял на себя выдающийся виолончелист современности Александр Князев, в дуэте с которым выступила пианистка Басиния Шульман.
По гамбургскому счёту это был концерт одного произведения – «Крейцеровой» сонаты. Разумеется, я неоднократно слушала великое творение Бетховена, чьё 250-летие в 2020 году отмечает весь музыкальный мир, однако именно на этот раз «Крейцерова» вызвала сильные чувства и мириады ассоциаций с другими жанрами – литературой, живописью и даже эстрадой.
Программа и история
27 февраля 2020 года в малом зале Московского концертного зала «Зарядье» в программе прозвучали: Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827). Соната для скрипки и фортепиано № 4, op. 23, ля минор (1801), Соната для скрипки и фортепиано № 5, op. 24, фа мажор, «Весенняя» (1801) и Соната для скрипки и фортепиано № 9, op. 47, ля мажор, «Крейцерова» (1802).
Если кто-то не знает, «Крейцерова» названа в честь скрипача Родольфа Крейцера (1766 – 1831), по иронии судьбы ни разу её не сыгравшего, поскольку тот считал сонату пальцеломной, невероятно сложной для исполнения.
Правда, изначально на титульном листе неразборчивым бетховенским почерком было начертано шуточное посвящение: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бриджтауэра, большого шута и мулатского композитора», поскольку первоначальным адресатом был скрипач Джордж Полгрин Бриджтауэр (1779 – 1860), снискавший славу вундеркинда, концертировавший с детских лет подобно Моцарту, а затем выдававший себя за абиссинского принца, дабы, пользуясь необычной среди европейцев мулатской внешностью, привлечь внимание публики к своей персоне. Музыканты уже тогда знали толк в грамотном пиаре!
Почему же в конце концов Бетховен посвятил сонату Родольфу Крейцеру, до сих пор ходят легенды – то ли с Бриджтауэром произошла размолвка, то ли композитор счёл Крейцера более виртуозным и знаменитым исполнителем.
Музыка салонных вечеров
Сонаты № 4 и № 5 Бетховен задумывал как цикл контрастных произведений и посвятил их меценату графу Морицу фон Фрису. Они написаны для музицирования в богатых аристократических салонах, а вот «Крейцерову» Бетховен, написав на нотном листе «в очень концертном стиле», задумал как произведение для исполнения в большом зале, чтобы скрипач мог блеснуть виртуозностью перед широкой публикой.
Под мелодичные звуки двух прозвучавших в первом отделении сонат в моём воображении возникли сцены из экранизаций романов Джейн Остин «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства», «Доводы рассудка», где главные герои – аристократы с красивыми лицами и благородными манерами, мужчины в камзолах и женщины в платьях пастельных тонов, одетые в стиле персонажей с портретных полотен Гейнсборо.
Не случайно искусствоведы называют музыкальной его живопись с лёгкой палитрой и почти монохромной гаммой тонов. Художник любил музицировать, дружил с музыкантами, написал портрет Иоганна Кристиана Баха, младшего сына великого Баха.
Эти сонаты звучали в салонах, где столы с фарфоровыми чайными сервизами или хрустальными фужерами для шампанского, бальные танцы и несколько музыкантов в укромном уголке, чьё музицирование служило лишь приятным фоном светским беседам, которые в конечном итоге сводились к тому, кого и как выгодно сосватать.
Именно под такую музыку – мелодичную, с изысканными переливами нюансов, дворянство и коротало время… Атмосфера аристократических салонов была воссоздана Басинией Шульман и Александром Князевым волшебно!
В дуэте с лидером
В «Крейцеровой» сонате партии скрипки (в данном случае виолончели) и фортепиано равноценны, одинаково виртуозны и сложны. Партию фортепиано Бетховен сочинял, исходя из собственных поистине неограниченных пианистических возможностей.
В мае 2019 года мне довелось услышать, как Александр Князев солировал в двойном концерте Брамса со скрипачом Кристофом Барати. Тогда, на мой взгляд, виолончелист превзошёл скрипача темпераментом и эмоциональностью.
На сей раз во время исполнения «Крейцеровой» Князев вновь оказался в центре внимания публики, приковав к себе взгляды зрителей, взяв на себя лидерство в дуэте.
Басиния Шульман и не пыталась состязаться с «одним из самых харизматичных музыкантов своего поколения» – именно так характеризуют его во всех программках. Пианистка осознанно и деликатно удалилась на второй план, предоставив виолончелисту право главенствовать. Своим чутким участием в дуэте Басиния Шульман предоставила нам возможность услышать всю красоту насыщенного и сочного звука князевской виолончели.
К слову, чтобы играть дуэтом с такой мировой звездой, как Александр Князев, надо стоять на очень высокой ступени мастерства, и в этот вечер партнёры по сцене были профессионально адекватны друг другу.
Поднимись над суетой
Приходя на концерты Князева, я выпадаю из реальности – унылой, серой, будничной. Виолончелист обладает уникальной способностью: подобно тому, как барон Мюнхгаузен вытягивал себя за волосы из болота, так Князев помогает нам вытянуть себя из повседневности и… прикоснуться к вечности. К вечности Баха, например.
Незабываемым для меня стал сольный концерт Александра Князева 4 июня 2019 года в БЗК.
Тогда за вечер он исполнил шесть сюит для виолончели соло И.-С. Баха. Концерт шёл более трёх часов с двумя антрактами. Украдкой поглядывая на зрителей, я видела, что многие слушают музыку, закрыв глаза, – медитируют. Это и есть перемещение в другую реальность, не имеющую отношения к суете сует.
Князев всегда играет самозабвенно. Сам уносится со своей виолончелью куда-то в иные миры – в космос, в другую галактику, и нас увлекает за собою. Или порой мы путешествуем вместе с ним на машине времени в прошлые галантные века…
Два отделения концерта в «Зарядье» контрастировали между собой: если первые две сонаты люди слушали, созерцая и медитируя, то «Крейцерова» вызвала океанскую волну сильных эмоций. Во всяком случае, меня накрыло. Я плакала.
На таких концертах проверяешь, не очерствела ли моя душа? По-христиански говорят: «Если человек плачет, значит душа живая», а артисты цинично подшучивают над публикой: «Ваши слёзы – наша работа». Вот мы и убедились: живы все – и зрители, и музыканты, если способны пронять слушателей до слёз.
Под бурную, метущуюся первую часть «Крейцеровой» сонаты я вспомнила блоковское «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…» И вся-то наша жизнь есть борьба с жалкими бытовыми неурядицами, болезнями, усталостью, обидами и душевной болью. Но слушаешь «Крейцерову» сонату в порывистом, вдохновенном исполнении и… становится легче. Будто на крыльях воспаряешь в небо.
«Поднимись над суетой» – так назывался прекрасный альбом Аллы Пугачёвой, записанный в её лучшие годы. В стихах Ильи Резника заключена сермяжная правда жизни:
«…Взлететь над суетой так порой непросто!
Над дорожной пылью – звёздный путь,
надо только крылья распахнуть
и взлететь над прежним,
над собой, загореться новой звездой».
С концерта я ушла с чувством глубокой благодарности музыкантам за то, что позволили «взлететь над прежним, над собой», хотя бы на полтора часа отрешиться от житейской рутины.
После такого впечатляющего концерта мне смешны все эти ёрнические выпады в соцсетях: «Ну и зачем «Крейцерову» на виолончели? Скрипачей не хватает?» Если услышать игру Князева, вопрос «зачем?» отпадает.
Во-первых, затем, что это талантливо. Во-вторых, художник имеет право делать то, что хочет, не спросив разрешения у дяди в соцсетях. Наконец, в-третьих, в интервью Александр Князев сказал, что Бетховен одобрил переложение «Крейцеровой» сонаты для виолончели, сделанное его учеником Карлом Черни, и вообще спокойно относился к транскрипциям, даже написал в письме своему адресату:
«Можете сделать переложение моего фортепианного трио для любых других инструментов, включая медные духовые».
Представляете себе «Крейцерову» на тромбоне? Каково?!.. Бетховен разрешил.
Лев Толстой назвал свою повесть «Крейцерова соната» лишь потому, что Николай Рубинштейн, не задумываясь, назвал писателю это сочинение самым значительным из всего, что было написано тогда в мире для дуэта скрипки и фортепиано.\
Похоже, Толстой к моменту создания повести ни разу толком и не услышал бетховенское творение, потому-то убийственный сюжет литературного произведения вступает в острый диссонанс с музыкальным шедевром.
Прекрасное «Зарядье»
Я рада, что в сердце нашей родины, поблизости от стен московского Кремля, вырос новый концертный зал с привлекательной афишей, красивыми интерьерами и хорошей акустикой. Звучание тончайших нюансов великолепно слышно даже с последнего ряда малого зала.
По иронии судьбы, впервые оказавшись в «Зарядье», я сразу попала на большую сцену, а как выглядит зрительское фойе даже не увидела. И вот, изменив привычный маршрут БЗК – КЗЧ, я впервые очутилась в поистине космических интерьерах, где в просторных и светлых пространствах фойе с яркими подсветками ощутила себя героиней «Соляриса»: я в космосе!
Недавно открывшийся концертный зал уже сегодня составляет конкуренцию прославленным столичным сценическим площадкам, поскольку концерты в «Зарядье» качественные, а цены на билеты гуманные.
Лилия Ященко