В Большом зале Московской консерватории открылся персональный авторский абонемент Александра Князева «Бах. Моцарт. Два гения – два мира».
Чтобы раскрыть заданную тему, музыкант будет давать виолончельные, органные и фортепианные концерты. Программа первого вечера поразила даже искушенных меломанов. Александр Князев исполнил на виолончели шесть сюит Баха.
Александр Князев спешит в консерваторию. Его инструмент уже в артистической. Свою виолончель называет нежно «спутница». Вместе уже больше тридцати лет. Она старше его на два с лишним столетия. Сделана в 1733 году кремонским мастером, учеником Страдивари Карло Бергонци. Звучание неповторимо.
Пока репетирует, слушатели в фойе − в предвкушении. Князев – музыкант-универсал. Начинал как виолончелист, став лауреатом Конкурса имени Чайковского, сел за орган и стал одним из самых высокооплачиваемых органистов России, успешен и как пианист. Но к роялю, который у него за спиной, в этот вечер не подходит.
«В этот вечер я сконцентрирован только на сюитах Баха, даже не хочу ни о чем думать, говорить о другом. Сюиты Баха, сколько не учу, − процесс безлимитный. Сколько не играй, всегда хочется добиться большего»,
− поделился заслуженный артист России Александр Князев.
Сюиты Баха Князев записывал дважды. Но появились новые идеи, и старые записи больше его не устраивают. Этот концерт − для Александра Князева вызов самому себе. Шесть сюит для виолончели соло Баха можно сравнить с музыкальным марафоном. Солист играет на сцене без оркестра, и его выступление длится три часа.
От сюиты к сюите произведения усложняются. Самая трудная – последняя Шестая сюита на третьем часе музицирования. Да и написана она для другого инструмента.
«Пятиструнного инструмента – виоло помпоза, которого не существует. Этот инструмент не прижился, его нет, поэтому мы играем на обычной виолончели, но это, конечно, связано с определенными техническими трудностями. И в этот момент наступает очень большая усталость, с этим надо как-то справиться»,
− рассказал Александр Князев.
После концерта исполнение баховских сюит музыкант отложит на несколько месяцев. Чтобы с новыми силами и новыми идеями сыграть их уже в Японии, в одном из самых престижных залов Токио.
Лидия Алешина, Новости культуры