Второй тур старшей группы IV Международного конкурса виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого в Саратове прошел 18 мая 2018 года.
В прослушиваниях второго тура старшей группы участвовали 15 конкурсантов.
В программу второго тура у них входили по выбору участников:
- Людвиг ван Бетховен – Соната № 4 для виолончели и фортепиано до мажор, ор.102 № 1
или Соната № 5 для виолончели и фортепиано ре мажор, ор.102 № 2; - Одна из следующих сонат:
Николай Мясковский – Соната № 1, ре мажор;
Сергей Прокофьев – Соната до мажор, ор. 119;
Дмитрий Шостакович – Соната ре минор, Ор. 40.
Все конкурсанты выбрали Сонату № 4 Бетховена, трое – Сонату Мясковского, четверо – Сонату Прокофьева, семеро – Сонату Шостаковича.
Одному конкурсанту Владиславу Тугашеву стало плохо во время выступления, и он вынужден был покинуть эстраду.
Большинство исполнявших Сонату № 4 Бетховена играли её излишне брутально, агрессивно, не очень обращая внимание на авторские указания. Бетховен прозвучал у них в стиле вульгарно-социологического подход к его творчеству как революционному. Он чуть ли не борец за права народа! Отсюда форте у них было грубое, некрасивое, однообразное и плакатное.
В некоторой степени этого избежал Михаил Махнач (концертмейстер Виталий Егоров. Уместно сказать, великолепный концертмейстер, который очень помог виолончелисту в создании общей атмосферы в Сонате). В большей степени – Давид Ежов (концертмейстер Эвелина Зорина), Илья Измайлов (концертмейстер Олеся Морозова) и успевший до того, как ему стало плохо, исполнить Сонату Бетховена Владислав Тугушев (концертмейстер Игорь Ганиев).
К сожалению, ни одному из трех виолончелистов не удалось в полной мере отразить красоту Сонаты Мясковского. Ну, может быть, немного больше это удалось Михаилу Родионову (концертмейстер Ирина Родионова).
А вот Сонату Прокофьева весьма неплохо исполнили Михаил Махнач и особенно Даниил Ежов. Им удалось передать пряность прокофьевских гармоний и присущие именно Прокофьеву интонации.
18 мая около полуночи по местному времени директор конкурса Сергей Усанов огласил имена участников третьего тура, в котором конкурсанты будут играть с оркестром.
По условиям конкурса финалистов должно было быть шестеро, но т. к. у шестого и седьмого участников оказалось одинаковое количество баллов, жюри решило пропустить в финал семерых участников: Михаила Махнача, Никиту Корзухина, Камиля Мухаметдинова, Михаила Родионова, Давида Ежова, Алдангора Раббани и Илью Измайлова.
Всем им, а также участникам второго тура не прошедшим в финал, были вручены сертификаты за участие во втором туре IV Международного конкурса виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого: Анне Прохоровой, Лю Цзаци, Анне Костюк, Екатерине Семеновой, Августу-Александру Павлову, Владиславу Тугашеву и Кириллу Чуприянову.
Решением жюри дипломами конкурса награждены три концертмейстера: Ирина Родионова, Виталий Егоров и Олеся Морозова.
Прослушивания третьего тура старшей возрастной группы IV международного конкурса виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого состоялись 20 мая в Большом зале Саратовской филармонии им. А. Шнитке. Конкурсантам аккомпанировал Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии под управлением Энхе.
На выбор конкурсантам были предложены пять концертов для виолончели с оркестром: Гайдна, Сен-Санса, Хачатуряна, Шумана, Элгара и Вариации на тему рококо Чайковского. По три участника выбрали концерт Сен-Санса (М. Махнач, Н. Корзухин, М. Родионов) и Вариации на тему рококо (К. Мухаметдинов, А. Раббани, И. Измайлов). Д. Ежов выбрал концерт Элгара.
Лучшим исполнителем виолончельного концерта Сен-Санса, с моей точки зрения, был М. Махнач. Ему, более чем двум другим виолончелистам, удалось раскрыть французский дух музыки Сен-Санса с ее шармом и лиризмом.
А вот ни одна интерпретация Вариаций на тему рококо меня не удовлетворила. Само название сочинения говорит о том, что оно должно звучать радостно и изысканно. А у Раббани и Мухаметдинова все вариации прозвучали резко и излишне агрессивно и неоправданно брутальными.
У Измайлова Вариации вообще развалились по форме и превратились в последовательность отдельных, никак не связанных друг с другом пьесок. Да и звучание инструмента было каким-то колючим.
Виолончельный концерт Элгара у Давида Ежова получился хорошо. Он был крепко слеплен по форме, сыгран плотным красивым звуком и в строгой манере.
В результате тайного голосования жюри распределило премии следующим образом:
I премия – Давид Ежов (Россия, Москва);
II премия – Камиль Мухаметдинов (Россия, Казань);
III премия – Михаил Махнач (Россия, Москва) и Алдангор Раббани (Казахстан).
Звания дипломантов удостоены Илья Измайлов (Россия, Санкт-Петербург), Михаил Родионов (Россия, Саратов) и Никита Корзухин (Россия, Санкт-Петербург).
21 мая в Большом зале филармонии состоялось торжественное закрытие, церемония награждения и концерт лауреатов. В концерте выступили все лауреаты IV международного конкурса виолончелистов им. Святослава Кнушевицкого.
Последним номером программы гала-концерта стало исполнение Вариаций на тему рококо Чайковского попеременно двумя солистами – Камилем Мухаметдиновым и Алдангором Раббани. Надо отдать должное, ребята ни разу не сбились при перемене солиста.
22 мая три члена жюри конкурса – председатель Игорь Гаврыш, заместитель председателя и директор конкурса Сергей Усанов и Гвидо Риччи (Италия) – посетили город Петровск Саратовской области, где родился выдающийся виолончелист Святослав Кнушевицкий.
Вместе с ними приехали четыре лауреата завершившегося накануне конкурса: золотой и два серебряных медалиста младшей группы Арсений Ставицкий, Даниил Никонов, Ван Ясэнь и обладатель золотой медали старшей группы Давид Ежов, а также их концертмейстеры: Ирина Родионова, Ольга Соломатина и Эвелина Зорина.
В Детской школе искусств конкурсный десант приветствовали директор школы Ольга Николаевна Канаева и глава администрации Петровского района Денис Владиславович Фадеев.
Директор конкурса им. Кнушевицкого Сергей Усанов и старейший педагог Школы искусств по классу баяна Сергей Лапин возложили корзину цветов к бюсту Святослава Кнушевицкого.
Приехавшие участники конкурса им. Кнушевицкого дали концерт в концертном зале Детской школы искусств.
Владимир Ойвин