«Дирижер – лишь посредник между публикой и творением автора», – уверен Кент Нагано. Пресса пишет о маэстро, как о самом интеллектуальном дирижере современности. Его интерпретации современной музыки – считаются непревзойденными. Нагано выступает только с проверенными партнерами, например, – с Российским национальным оркестром. На этот раз к ним присоединился пианист Тилл Феллнер. Рассказывают «Новости культуры».
Эта музыка – 22-й концерт Моцарта – не скучная классика, уверен австрийский пианист. Неудивительно, что для него она – одна из лучших. Жил в Лондоне, Париже но атмосфера родной Вены кажется ему волшебной. Может поэтому и видит сочинения австрийских композиторов как-то по-особенному.
«Для меня прежде всего Моцарт – это оперный композитор, – признается Тилл Феллнер. – В его инструментальной музыке – я вижу отголоски его оперной музыки, если вслушаться – в этой музыке присутствует настоящий сюжет: персонажи, со своими характерами, их развитие и взаимодействие».
Моцарт для Тилла Феллнера по своему дарованию сопоставим с исповедальным Шубертом или проповедующим Бахом. Однако в своей музыке нотаций – Моцарт не приемлет, каждый его опус – будто мастер-класс, о том, как можно жить легко, играючи, с юмором.
Всего одна репетиция перед концертом – вполне достаточно для людей, которые уже двадцать лет вместе. Тилл Феллнер с американским дирижером японского происхождения Кентом Нагано – за эти годы исполнили многое. Широта репертуара для маэстро – условие обязательное. Кента Нагано называли пропагандистом современной музыки, но в последнее время все чаще он исполняет только великую музыку.
Маэстро дирижировал лучшими оркестрами Англии, Германии. Обладатель трех премий Грэмми, в России бывал неоднократно. Несмотря на то, что родился и вырос в Сан-Франциско, домом называет то место, где ему комфортно. Его дочь – пианистка, учится в Париже; на гастролях – по возможности вместе с отцом.
«Моя семья очень поддерживает меня, тем более, моя дочь и мама – тоже музыканты», – рассказывает Кент Нагано.
Музыка Брукнера – с маэстро на протяжении всей жизни. Еще мальчиком слышал ее исполнение в церкви. Уверен: осмысление симфонии требует много времени. В этой музыке – скорбь, печаль и смерть идут вместе с радостью, смехом, жизнью. Но для маэстро – это история, прежде всего, о людях, их предназначении и духовной красоте.
Каждый выход на сцену для дирижера – и опыт, и проверка собственных возможностей, и попытка в очередной раз услышать чудо. Как оно возникает на концерте – загадка. Но в одном Нагано точно уверен: волшебство рождается только с профессионалами. Одно из условий на этом вечере – было выполнено.