12 сентября 2019 в Болгарском культурном институте в Москве произошло важное событие для всех любителей оперы — вечер, посвященный 90-летию болгарского оперного певца Николая Гяурова (13 сентября 1929 г., Велинград, Болгария – 2 июня 2004 г., Модена, Италия).
Николай Гяуров — один из знаменитейших басов XX века, которым восхищались любители оперы всего мира. Великолепный голос и сценическое обаяние принесли Гяурову исключительный успех на оперных сценах и в концертных залах.
Музыкальное образование Гяуров получил в Болгарской государственной консерватории, а затем, в 1955 г. певец закончил Московскую консерваторию. В этом же году он выиграл Гран-При на Международном вокальном конкурсе в Париже, а также стал главным призером и обладателем золотой медали на Пятом международном молодежном фестивале в Праге.
Первой ролью Николая Гяурова на сцене стал Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини (Софийская опера, 1955). Интересно, что этой же ролью певец завершил свою сценическую жизнь. В 1957 году состоялся его дебют в Большом театре в роли Пимена в опере «Борис Годунов» Мусоргского.
В 1960-м Гяуров дебютировал в Ла Скала, далее последовали его дебюты в Ковент-Гардене, в Зальцбурге и на сцене Метропитен-опера. А дальше началась многолетняя блестящая сценическая и концертная карьера, многочисленные международные награды и неизменная любовь слушателей и зрителей. И сегодня записи певца вызывают восторг как профессионалов, так и любителей оперы.
Накануне дня рождения певца его почитатели собрались в Болгарском культурном институте в Москве, чтобы погрузиться в мир прекрасной музыки, в образы, созданные Николаем Гяуровым, в эпоху блеска оперы и ее великолепных исполнителей. В начале вечера Майя Праматорова, эксперт-искусствовед Института, рассказала о творческом пути певца, прозвучали фрагменты записей его знаковых ролей.
Я была рада, что меня пригласили на этот вечер в качестве гостя. Хотя я не слышала Гяурова на сцене и знаю его только по записям, я с большим интересом слушала и читала воспоминания моих друзей, которым посчастливилось слышать этот волшебный голос на сцене. Мой друг Владимир Коваль, певец и художник, написал восторженные слова о выступлениях Гяурова у нас в стране в своей биографической книге «Мои первые 20 лет». Я с удовольствием поделилась некоторыми из этих воспоминаний с гостями вечера и от имени Владимира вручила его книгу Институту.
Гостем вечера стал Александр Сергеевич Сибирцев – выдающийся русский певец, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Когда некоторое время назад я рассказывала Ирине Каракозовой о подготовке к этому вечеру, она посоветовала пригласить этого замечательного человека, который много раз слышал Гяурова и в Москве, и в Софии. С присущим ему артистизмом и экспрессией Александр Сергеевич поделился своими воспоминаниями и размышлениями, которые, преодолевая границы времени и пространства, приблизили нас к творческому миру великого певца.
А в завершение вечера зазвучала живая музыка, без которой погружение в музыкальный мир было бы неполным.
Отар Кунчулиа — солист московского Театра «Новая опера» — исполнил несколько произведений из репертуара Гяурова – арию Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос», куплеты Тореадора и труднейшую арию «Mentre gonfiarsi l’anima…» из оперы Верди «Аттила», вызвав восторг и бурные аплодисменты публики.
Вечер получился замечательным, несмотря на его камерный характер – небольшой по размеру салон БКИ подходит для узкого круга посетителей и зрителей. Такого рода события, по моему мнению, могут быть успешными и в большем масштабе – ведь Болгария дала миру великих исполнителей, в особенности басов. Николай Гяуров, Борис Христов, Никола Гюзелев – это настоящие герои оперы ХХ века.
Очень рада, что мое мнение совпало с мнением руководства Института – Майя Праматорова в конце вечера объявила следующую дату – 28 октября в Большом зале состоится вечер, посвященный Николе Гюзелеву. Это особенно радостно для меня, поскольку я восторгаюсь этим певцом и художником, который создал неповторимые образы на оперной сцене и был – по моему мнению – одним из лучших Дон Жуанов нашего времени. Итак, вечер закончился, но музыка будет звучать, и мы, те, кто ее любят, сможем испытать это счастье приобщение к великому искусству на все времена.
Екатерина Шапинская, “Миры Орфея”