В последний день января на сцене Москонцерта на Пушечной Московский хоровой театр Бориса Певзнера совместно с лауреатом международных конкурсов, известным оперным и камерным исполнителем Владимиром Байковым представили программу из произведений Даргомыжского, Свиридова, Мусоргского.
Несколько слов о создателе и бессменном руководителе этого коллектива. Борис Певзнер, выпускник Краснодарского музыкального училища и Новосибирской государственной консерватории, которую окончил как хормейстер и оперно-симфонический дирижер.
Борис Певзнер начал работать дирижером-хормейстером в Лениградской хоровой капелле им. М. И. Глинки, а по окончании аспирантуры в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1969, класс профессора В. Н. Минина) преподавал в Новосибирской консерватории.
В 1971 году организовал первый в Сибири профессиональный коллектив – Новосибирский камерный хор. Им он руководил много лет и с большим успехом. В 1987 – начале 90-х гг. преподавал в Тбилисской консерватории и был руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Грузии. Сотрудничал с Еленой Образцовой, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом и другими известными исполнителями.
В 1991 году Борис Певзнер создал Московский хоровой театр, аналогов которому нет.
Но вернемся к концерту 31-го января 2019 года.Как отметила перед началом выступления бессменный концертмейстер театра Елена Гречникова, программа построена не по хронологии, а на основе объединяющего музыкального настроения и музыкальной темы. Открылась она романсами Даргомыжского, продолжилась произведениями цикла «Петербургские песни» Свиридова на стихи А. Блока, а завершилась романсами ученика Даргомыжского – Мусоргского.
Московский хоровой театр – один из уникальных театров, первый в новейшей музыкальной истории хоровой театр, в котором исполнители – одновременно и актеры, каждый – еще и солист, самостоятельная творческая единица. И действительно, невозможно было не проникнуться талантливым, артистичным, глубоким и вдумчивым исполнением артистов хора, которые пели как единый организм. Именно так прозвучало в исполнении хора «Буря мглою небо кроет» Даргомыжского на стихи Пушкина.
В то же время нельзя не отметить и отдельных артистов, выступивших с сольными номерами: сопрано Анастасию Кубарь и ее восхитительное исполнение «Где ты, звездочка», баритона Алексея Комарова, который проникновенно спел романс «В октябре» Свиридова, сопрано Анну Голубеву, также эмоциональное и страстное выступление Натальи Шайдулловой, певицы, композитора.
Прекрасным решением оказалось совместное выступление хора и известного оперного певца, солиста Гамбургской государственной оперы Владимира Байкова (бас-баритон), чье мастерство и умение передать драматизм произведения стали главной удачей вечера. Владимир Байков – один из самых глубоких исполнителей произведений Свиридова. Он многое делает для того, чтобы гениальная музыка композитора звучала в исполнении лучших музыкантов и коллективов.
Именно благодаря ему в репертуар хорового театра вошел цикл «Петербургские песни». Его исполнение романсов цикла – это высочайшее мастерство, полное слияние с музыкой и словом. Столь же безупречно и проникновенно он исполнял в этот вечер романсы Даргомыжского и Мусоргского, поднимаясь в давно известных произведениях, таких, как «Старый капрал», до высот истинной трагедии, а в романсе « И скучно и грустно» – до тончайшего лиризма и философской глубины.
Великолепный концерт. Вместе с Владимиром Байковым замечательные певцы-артисты хорового театра Бориса Певзнера создали незабываемую атмосферу, позволив соприкоснуться с настоящим искусством.
Ирина Каракозова, Дарья Дозорова, “Миры Орфея”