Нет сомнений, что 180-летие Петра Ильича Чайковского получит широкий отклик в России и мире, хотя композитор и так давным-давно у человечества на слуху, если не на виду.
Его волшебную, великую музыку знают, порой и не подозревая, чья она (верный признак гениальности ее создателя!).
Но грустно все-таки, что далеко не все дети ответят вам на вопрос, кто написал любимый новогодний балет «Щелкунчик».
И как не вспомнить, скажем, известного британского лингвиста Дженни Дули, автора многочисленных учебников и пособий. Среди них, помнится, был и недешевый комплект «Лебединое озеро»: две книжечки с текстом и упражнениями, аудиокассета, где этот текст (каноническое либретто Бегичева и Гельцера в глупейшей интерпретации) прочитан на фоне несравненной музыки Чайковского. Который, однако, не упомянут нигде; зато многократно, на всех трех частях комплекта означена «авторша» Дули и ее нерушимые авторские права!
Но Бог с ними, этими многочисленными Дули с их нахальными дулями нашей величайшей, прекрасной и гуманной культуре.
Речь хочу повести о верном ее рыцаре, замечательном пианисте, лауреате международных конкурсов Денисе Громове, очень любимом и уважаемом в родном Сочи. Уже в третий день января он порадовал жителей и гостей олимпийского города великолепным концертом в сочинском Зале органной и камерной музыки имени А. Дебольской, который так и назывался – «Петр Ильич Чайковский».
Переполненный зал от первой до последней ноты с трепетной радостью реагировал на каждый всплеск, каждый вздох рояля под проникновенными, чуткими и мудрыми руками музыканта.
После прозрачной чистоты и наивности «Детского альбома» – «взрослое», но такое романтичное разнообразие тем и настроений «Времен года»! Это многоголосие чудесных, воистину «золотых» звуков наполняло сердца целой гаммой незабываемых чувств, умиротворяло, будило фантазию, взывало к воспоминаниям…
Душевно размягченная, благодарная публика нескончаемыми овациями подвигла всегда, впрочем, щедрого на «бисы» Дениса исполнить еще две миниатюры Чайковского: Вальс-скерцо и Каприччио. И снова восторги, аплодисменты и явное нежелание слушателей расходиться… «Не отпускает музыка сердца», цитируя поэта!
Большому успеху концерта, конечно же, поспособствовало и весомое «золотое» слово – глубокие музыковедческие комментарии директора Сочинской филармонии Валерии Анфиногеновой, ведущей концерта.
А на днях в знаменитом Музее-Даче «русского соловья» Валерии Барсовой, к великой радости слушателей, Денис Громов на историческом рояле, принадлежащем великой певице, снова сыграл три заключительных произведения «Времен года». И мы вновь погрустили под щемящую мелодию «Октября», мысленно лихо, с бубенцами, прокатились на тройке, закружились в очаровательном финальном вальсе…
В планах Сочинской филармонии, где Громов является солистом, исполнение ещё многих фортепианных произведений Чайковского! Какой же Денис молодец! Предстоят еще три сольных концерта, и это просто замечательно.
Но, разумеется, мы будем ждать от маэстро и других выступлений – его плодотворное сотрудничество с Сочинским симфоническим оркестром под управлением Олега Солдатова всем памятно и пользуется огромным успехом. Так что знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром в их исполнении просто должен прозвучать в юбилейный год Чайковского! И желательно в нашем любимом и вместительном Зимнем театре!
А вот сам пианист меньше всего рассуждает о дальнейших планах, его заботит другое: «мир во всем мире», мир в душах людских, их единение, их совместные добрые, красивые дела! Ему очень важно, чтобы на концерты классической музыки приходили дети – «они тогда и вырастут совсем другими!»
Действительно, культурные, духовно наполненные дети сейчас встречаются все реже, свидетельствую, как педагог…
А наш Денис, выросший в артистической семье, в артистической среде советского Сочи – это поистине уникальный бриллиант, удивительный человек и музыкант. Вы только подумайте: ведь довольно редкий случай, чтобы мальчик из провинциального музучилища вдруг поступил в Московскую консерваторию! Стал участвовать, а потом и побеждать на международных конкурсах! Как правило, наши общепризнанные таланты только начинают где-то на периферии, очень скоро их приглашают в Москву, в Петербург, пестуют, шлифуют, подводят к вершинам мастерства…
Я вот подумала: первая прекрасная, бесспорная победа Дениса Громова была в Италии, на конкурсе «ROMA-2002». И значит, нам, его землякам, всем, кто ценит и любит его замечательное творчество, надо пожелать, чтобы и этот необыкновенный год, и эти две двойки, два нолика принесли ему большой заслуженный успех! Интересные гастроли, яркие творческие взлеты, откровения, открытия!
И пусть в этом Денису поможет великая музыка Петра Ильича Чайковского, которую он так вдохновенно исполняет.
Лидия Лавровская, член Союза журналистов России