Первый международный фестиваль им. Сергея Рахманинова в Ивановке открылся вчера выступлением Российского национального оркестра во главе с Михаилом Плетневым.
Художественный руководитель фестиваля главный дирижер Российского национального оркестра, народный артист России Михаил Плетнев искренне верит в успех этого музыкального детища:
Михаил Плетнев:
«Усадьба в Ивановке – яркий пример того, как можно из ничего, на пустыре, сделать почти без всякой поддержки такой музей, куда будут отовсюду стекаться паломники – люди, которым небезразлична русская культура. Выступать в Ивановке не так-то просто. Там нет не то, что концертного зала – просто места, где можно было бы играть. Некоторое время я выступал на сцене, расположенной не очень удачно: и публике неудобно, и звук куда-то уходил.
В последний свой приезд в Ивановку год назад, прогуливаясь, я остановился прямо напротив усадебного флигеля: вот место! Там такой прямоугольник, где можно сделать зал. Я поделился этой мыслью с Александром Ивановичем Ермаковым, реакция была в целом позитивная, и мы стали думать уже предметно. Зрителей там всегда достаточно, там замечательная публика. Поэтому, я считаю, пришло время попробовать сделать фестиваль. Все исполнители, с кем я говорил, отнеслись к этому с большим интересом».
Провинциальная дворянская усадьба, расположенная в степной части юга Тамбовской области, принадлежала старинному роду дворян Сатиных, ведущих свое происхождение от самого Рюрика.
Для Рахманинова Ивановка была землей обетованной, единственным местом на свете, где он один на один оставался с окружающей его природой.
Впервые композитор приехал в Ивановку весной 1890 года. С тех пор никогда не расставался с этим заповедным местом вплоть до своей эмиграции. Рахманинов сравнивал Ивановку с «милым сердцу и душе монастырем».
Здесь, в благословенной тиши парка и аллей, композитор проводил много летних месяцев, в течение которых создал огромное количество своих гениальных музыкальных произведений.
Войны и катаклизмы прошлого столетия нанесли серьезный ущерб усадьбе, не сохранились многие подлинные вещи и предметы интерьера. Плановая реконструкция Ивановки ведется с 1968 года, а сам дом-музей функционирует с 1982 года.
Вокруг усадьбы расположен живописный парк, гордостью которого являются многочисленные кусты сирени разных сортов.
Директор музея-усадьбы Александр Ермаков, человек невероятной силы воли и мужества, истинный подвижник музейного дела, всю свою жизнь посвятил Ивановке и творческому наследию С. В. Рахманинова.
Александр Ермаков долго ждал этого музыкального праздника И, хотя на территории усадьбы проводятся фестивали и концерты камерной музыки, ни одно из событий не сможет сравниться по масштабу с проектом Михаила Плетнева, убежден Александр Ермаков:
«Уже на протяжении больше двух десятков лет мы проводим здесь музыкально-юношеские ассамблеи. В будущем не исключено появление нового стационарного концертного зала на 1000 мест. Эта идея принадлежит Николаю Луганскому, я очень надеюсь, что он доведет ее до конца.
Зал будет расположен недалеко от усадьбы. Обязательно возведем часовню, установим колокола. Рахманинов очень любил слушать колокольные звоны и ездил специально в церковь за несколько верст от Ивановки.
Концерты в усадьбе Рахманинова необходимы слушателям. Люди специально приезжают сюда со всех уголков страны. Фестиваль Михаила Плетнева, я уверен, соберет еще большее количество людей. Ведь, на закрытие уже намечается аншлаг. Я даже знаю, что будут специальные гости из Японии и Германии, поклонники таланта Плетнева и Луганского.
Это уникальное событие не только для Ивановки, но и для всей музыкальной России. Ведь в нашей стране еще до сих пор не было ни одного регионального фестиваля Российского национального оркестра. Три года мы вплотную занимались организацией, обменивались идеями будущего музыкального форума. Михаил Васильевич сразу мне сказал: «Никаких напряжений и затрат со стороны Ивановки, мы все обеспечим и сделаем сами»! Я просто изумлен этим человеком!
Немалые же средства требуются на транспортные расходы по перемещению коллективов: оркестр, хор, солисты… Я хочу еще поблагодарить министерство культуры и правительство Тамбовской области. Они нам очень помогают в финансовом плане.
Возвращаясь к имени Михаила Плетнева, не могу не отметить его доблестных качеств. Ведь у этого человека невероятно сложный гастрольный график. Как-то раз, глубокой ночью он позвонил мне, сообщил о своем визите и идейных напутствиях будущему фестивалю. Михаил Васильевич сразу приехал и вместо того, чтобы лечь спать, пошел со мной по аллее и показал неподалеку от флигеля место будущей концертной площадки. Три месяца назад там был еще заброшенный пустырь. А теперь здесь кипит фестивальная жизнь.
Михаил Плетнев – настоящий подвижник музыкального дела и верный служитель своей профессии. Он это доказывает на деле, не кидая слова на ветер».
На тамбовской земле проводится множество культурных событий, посвященных композитору, в том числе и международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова, художественным руководителем которого несколько лет назад стал выдающийся пианист современности, заслуженный артист РФ, почетный гражданин Ивановки Николай Луганский.
Фестиваль Михаила Плетнева в Ивановке, который будет проходить каждое лето при поддержке министерства культуры Российской федерации и правительства Тамбовской области, ориентирован не только на художественные цели и задачи, но и на просветительское, социальное начало, основной вехой которого послужит сохранение и процветание уникального Музея-усадьбы Рахманинова.
В фестивальной программе нынешнего года наряду с Российским национальным оркестром принимают участие известные российские музыканты: Николай Луганский, Вазген Вартанян, Ульяна Алексюк, а также солисты Российского национального оркестра: Алексей Бруни, Александр Готгельф и Леонид Огринчук.
Концертную сцену установили напротив флигеля, в котором работал когда-то Сергей Рахманинов. Прохладным воскресным вечером публика замерла в ожидании чуда. Несмотря на хмурое небо и чуть было не начавшийся дождь, музыка все же восторжествовала!
Вазген Вартанян в сопровождении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева исполнил свободную транскрипцию Тарантеллы из Сюиты № 2 для двух фортепиано Рахманинова, после которой раздались величественные звуки знаменитого Второго фортепианного концерта композитора.
Несмотря на пресловутую манеру игры Вазгена Вартаняна, контакт между солистом и оркестром был вполне адекватным. Слушать музыку Сергея Рахманинова на пленэре всегда большое удовольствие, особенно тогда, когда ее исполняют такие большие мастера, как Михаил Плетнев.
Во втором отделении российский маэстро обратился к ранней опере композитора «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыгане»). В концертном исполнении сочинения приняли участие хор Академии хорового искусства имени В. Попова, а также солисты московских оперных театров: Дмитрий Орлов (Алеко), Анастасия Кикоть (Земфира), Игорь Морозов (Молодой цыган), Олег Диденко (Старик).
Михаил Плетнев старательно выстроил концепцию музыкальных сцен оперы, уделяя предельное внимание взаимодействию коллективов и солистов.
Для многих тамбовчан и гостей усадьбы прошедший концерт стал чудесным музыкальным подарком, ну а сам фестиваль приобщением к музыке великого русского гения.
21 июня Михаил Плетнев и Николай Луганский вместе с Российским национальным оркестром закроют концертом Первый международный фестиваль в Ивановке.
Виктор Александров, Ивановка (Тамбовская область), ClassicalMusicNews.ru