Балет «Талисман» показали в Москве в рамках фестиваля «Золотая маска». Спектакль- номинант привез Бурятский театр оперы и балета.
У этого балета на музыку Дриго занимательная история. Впервые он был поставлен Мариусом Петипа в 1889 году. Потом спустя 20 лет возобновлен Николаем Легатом в новой редакции.
Потом попал в тиски пролетарской революции, кисло относящейся к царскому балету, но все же, с изменениями разного рода, вернулся на афишу в 1926 году, когда балет (по мотивам Петипа) сделали выпускным спектаклем Лениградского хореографического училища. Там уже было много новейшей отсебятины, особенно в мужском танце и дуэтных поддержках.
А потом «Талисман» был забыт, кроме позднейшего по времени создания па-де-де.
Возрождение «Талисмана» – своего рода – состоялось совсем недавно. И не в Москве или Петербурге, а, неожиданно, в Улан-Удэ. Хотя слово «возрождение» требует комментариев.
Это, конечно, не реконструкция, которая в принципе невозможна: хореография не сохранилась нигде, даже в полюбившихся реставраторам всех мастей записях спектаклей Императорского балета, сделанных режиссером Мариинского театра Николаем Сергеевым, увезенных им в эмиграцию и ныне хранящимся в Гарварде. Там много чего записано, но Талисман представлен лишь парой-тройкой фрагментов.
Впрочем, постановщик бурятского «Талисмана» Александр Мишутин к гарвардским архивам вообще не обращался. Так что спектакль бурят – лишь реконструкция старинного названия. И новейшая попытка представить себе, как мог бы выглядеть тот, прежний балет, весьма роскошный по затратам на декорации и костюмы. С поправками эстетики танца на современность, а сонма сценических эффектов – на материально-технические возможности театра.
В принципе это вполне возможно. Существует несколько подходов к воссозданию старинных балетных спектаклей. Один – дотошный, с Гарвардом, расшифровками записей и прочими архивами. Другой – фантазийный, когда идет «экранизация по мотивам».
Мишутин пошел по второму пути. Клавир Дриго нашли в Италии, оркестровку сделали в России, за основу взяли либретто в версии 1909 года. И сделали новый балет «а-ля», с вкраплением сохранившихся фрагментов и полу-цитат из «ориентальных» балетов наследия.
Почему ориентальных? Потому что действие происходит в Индии. Волшебная сказка.
«Нирити, дочь повелительницы небесных духов Амравати, спустилась на Землю в сопровождении бога ветра Вайю с условием, что не поддастся земным искушениям – иначе она навсегда утратит бессмертие.
Молодой магараджа Нуреддин, пленённый её красотой, сохраняет оброненную Нирити звезду – талисман, подаренный Амравати. Нирити предстаёт ему в видениях как царица цветов. Нуреддин отказывается от предстоящей свадьбы с царской дочерью Дамаянти.
Любовь юноши покоряет сердце Нирити, она решает навсегда остаться на Земле и выпускает из рук звезду, возвращённую ей Нуреддином».
Вокруг немудреного сюжета с пантомимой густо накручены танцы. Сольные и ансамблевые, дивертисментные и действенные. Простые патриархальные индусы пляшут «Кашмирский нах», делийские баядерки кружатся в общем трансе, группка рабынь сладкими движениями привлекает клиентов хозяину, Нирити и Нуриддин выходят с дуэтом «Потерянная звезда», а потом, с женским кордебалетом – в танце Бенгальских роз. И т.д.
Типичное, в общем, было у Петипа и Легата произведение академического балета. Да еще и не самое лучшее, судя по откликам современников премьеры 1889 года. Вот, например:
«От «Талисмана»… ожидали всевозможных чудес, репетиций этого балета было больше восьмидесяти, а вышло, что гора родила мышь».
По мнению рецензента,
«Талисман» оказался довольно неудачной компиляцией разных старых балетов, как по композиции танцев, так и по постановке».
Но нам сейчас, жадно хватающимся за любую балетную старину, за любой клочок из жизни Петипа, не до того, чтобы проверять, прав был рецензент или нет, тем более что и проверить невозможно. И парадокс в том, что недостатки балета – суть продолжение его достоинств. В том смысле, что бурятский «Талисман» и в своих недостатках (если это недостатки) следует заветам отца-основателя.
Если у самого Петипа была компиляция, то кто мы такие, чтобы этому противоречить? И поэтому привет «Баядерке», «Корсару» и иже с ними. Если в программе балета, как писали после премьеры 1889 года, «все совершается по щучьему велению» – разве во многих других старых балетах не так? И вообще, боги, как известно, могут все. Индийские в том числе.
А если в 1926 году молодой танцовщик Алексей Ермолаев в Ленинграде показал чудеса (по тем временам) полетного мужского танца в партии Вайю, а высокие акробатические поддержки в дуэте прочно вошли в ткань возобновляемой в советское время классики – отчего же не вспомнить об этом в 2019 году в Улан-Удэ?
«Талисман» из Бурятии – симпатичная выставка исторических достижений российского и советского балетного хозяйства, где находки разных эпох собраны под одной крышей. Смотреть на это любопытно. Несмотря на то, что маленькая бурятская труппа не в состоянии передать масштаб спектакля: Петипа в свое время одних только гениев воздуха в первой картине нагнал 56 человек.
Что касается музыки, очень удобной для танцев, то коллеги – музыканты подарили Дриго после премьеры венок и серебряную чернильницу. Значит, одобрили.
Храмы, каменные боги (у них слоновьи головы), небесный туман, бодрая торговая площадь, хижина или дворец, нарядные индусы всех каст и сословий, небесные духи, фонтан с пальмами, танцующие розы, воины и придворные, бой на саблях и торговля бананами – картинка тут красочная и неподдельно наивная, как и должно быть.
Труппа органична в актерской игре, а непосильных технических задач хореограф ей мудро не поставил. На фоне местного колорита легкий и четкий танец Елены Хишиктуевой (Нирити) смотрелся как естественная часть балета, объединившего западные беглые пуанты и «ориентально» поставленные руки.
Приятно поразил Баир Жамбалов (Вайю) – его перекидные жете, двойные кабриоли и четкие пируэты. И что совсем замечательно, так это высокая профессиональная культура балетных поддержек: и Жамбалов, и Булят Раднаев (раджа Нуриддин) отменно носят партнерш даже на одной руке.
В общем, это для театра прорыв. Будем надеяться, что не последний, что «Талисман» окажется талисманом, благодаря которому бурятский театр не раз выйдет в лидеры сезона.
Майя Крылова