Моритцбург – летний фестиваль камерной музыки в бывших владениях герцога Августа I Сильного, не будучи соперником крупнейших летних фестивалей, привлекателен своей нетипичной моделью.
Молодые музыканты со всего мира встречаются на нем впервые, а квартеты и септеты разучиваются прямо на глазах у публики.
Стены высокого двухсветного обеденного зала в Охотничьем замке от пола до потолка топорщились ветвистыми оленьими рогами. Обрывки мелодий струнного квартета Мендельсона взлетали вверх, цеплялись за острые концы — да так и повисали на них навсегда.
Внизу, на небольшом подиуме, изо всех сил старались четверо ребят из моритцбургской Академии музыки: им было доверено открывать основную программу ежегодного камерного фестиваля.
В сущности, участники фестиваля играют не только для публики — но и для себя. Открытые репетиции, при слушателях, — норма для фестиваля, кулуары — такая же часть фестивальной жизни, что и публичные концерты. Общение, дружеские вечеринки столь же важны, сколь и репетиции.
Отбор талантливых ребят со всех континентов — из Азии, Америки, Европы и даже Австралии — производится по присланным аудио- и видеозаписям и приложенным к ним резюме. Все расходы по путешествию и проживанию студентов академии берет на себя фестиваль — редкостный случай бескорыстной помощи молодым музыкантам.
Просветительский и культурный пафос Моритцбургского фестиваля очевиден: здесь все подчинено созданию атмосферы радостного творчества и свободного, состязательного партнерства музыкантов. Важен процесс — а не только результат.
Фестиваль в Моритцбурге возник 19 лет тому назад; придумал и основал его непоседливый, веселый и креативный дрезденский виолончелист Ян Фоглер. Он воплотил свою детскую мечту: играть хорошую музыку в интерьерах знаменитого Охотничьего замка Августа I Сильного — одного из самых прославленных правителей Саксонии из дома Веттингов.
Замок и впрямь поражает воображение: шедевр саксонского барокко был создан в XVIII в. по проекту придворного архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельмана (он же построил и дворец Цвингер в Дрездене).
Ныне это музей, доверху напичканный саксонским и китайским фарфором, картинами на охотничьи мотивы, чучелами зверей, обитый внутри чудесными обоями из тисненой кожи. Стоит замок посреди озера, на искусственном насыпном острове. Четыре симметричные круглые башни эффектно отражаются в водах, два торжественных въезда некогда предназначались для блестящих кавалькад и карет с гостями.
Сам Моритцбург — деревня в 15 км от Дрездена, центр саксонского коневодства. Здесь держат конюшни состоятельные немцы, здесь расположены все конные общества и союзы, есть даже Haus der Pferd — “Дом лошадей”. В этой идиллической симфонии природы и истории не хватало только музыкальной краски — и летний фестиваль камерной музыки оказался как нельзя более уместен и востребован.
Сегодня ареал фестиваля расширяется, захватывая и залы Дрездена, тем более что в самом Дрездене летнего фестиваля, как ни странно, пока нет. В этом году Моритцбургский фестиваль торжественно открылся симфоническим концертом в стеклянном модерновом пространстве Die Glaeserne Manufaktur — Стекольной фабрики, ныне превращенной в шикарный демонстрационный зал фирмы Volkswagen.
Юношеский оркестр Моритцбургской летней академии, созданной при фестивале в прошлом, 2006 году, слепили на скорую руку, менее чем за неделю, из приехавших в академию студентов. Средний возраст — от 15 до 20 лет, среди них русская девушка, флейтистка Дарья Николенко.
За четыре дня репетиций с дирижером Херманном Бёмером оркестр сыгрался и даже выработал довольно приличный, слитный и мягкий sound. Конечно, далеко не все выигрывалось четко и ритмично. Но, например, оркестровую сюиту Грига “Из времен Хольберга” ребята сыграли вдумчиво, с серьезными, “взрослыми” намерениями. А в Шотландской симфонии Мендельсона хоть и напортачили в быстрых частях, зато балансом звучания и выразительностью интонации сгладили технические огрехи.
В центральном эпизоде программы — Тройном концерте для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена — солировали сам Ян Фоглер, талантливый скрипач Колин Якобсен — воспитанник Джульярда, уже в 14 лет выступавший с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, и Полина Лещенко, петербурженка, очень техничная пианистка, ныне живущая в Брюсселе и делающая весьма успешную карьеру. Ансамбль, невзирая на малое число репетиций, вышел почти идеальный; но звук рояля и виолончели казался тусклым и плоским, особенно в среднем и нижнем регистрах — такова уж специфическая акустика зала.
На втором концерте фестиваля в Моритцбургском замке вновь выступили воспитанники академии. За неделю совместного проживания и интенсивных репетиций в кампусах пустующего летом Университета педагогики и религиоведения студенты сдружились, почувствовали вкус к ансамблю и ответственно подошли к делу.
Квартет Мендельсона, Увертюра на еврейские темы Прокофьева для шести инструментов, септет Бетховена op. 20 — опусы разных стилей, для разных составов, везде есть что поиграть, показать себя. Зрело, ярко и мужественно, с исключительной свободой интонации звучала скрипка в руках серба Станко Мадича.
Потенциал скрипача огромен, похоже, международная карьера ему обеспечена. Ему под стать была великолепная альтистка Эва Камилова: тембр ее альта — очень красивый, густой и наполненный, почти басовый. Вообще, все струнники — скрипачи Стерлинг Трент и Дориан Ветцель и виолончелисты Дэвид Майер и Валентин Штеммлер, — несмотря на молодость, демонстрировали великолепную выучку, а главное — чувство стиля и культуру.
Фестиваль продлится до 19 августа и выплеснется в залы Дрездена: один концерт пройдет в барочной Frauenkirche. Второй — в барочном дворце над Эльбой, Прошвице. После заключительного гала-концерта гостей и участников угостят вином из винограда, выросшего здесь же, на склонах холмов.
Гюля Садыхова, “Ведомости”