Сегодня лауреаты XV конкурса имени Чайковского играют уже в Петербурге в Мариинском-2. Сегодня же объявят обладателя Гран-при.
Среди претендентов на этот главный приз и молодой румынский виолончелист Андрей Ионица, которому жюри конкурса уже отдали 1-ю премию.
Румынский виолончелист уверенно выступал на всех турах, правда, может, не совсем по возрасту взял для финала Первый виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича.
2-я и 3-я премии достались москвичам, выпускнику класса Натальи Шаховской Александру Рамму и выпускнику класса Натальи Гутман Александру Бузлову. 4-е место отвели испанцу Пабло Феррандесу, 5-е – кореянке Сон Мин Кан и 6-е – молодому финскому виолончелисту Джонатану Роузману.
Интересно, что слушательские симпатии практически совпали с мнением жюри, и самыми длительными и продолжительными овациями в финале конкурса были награждены Андрей Ионица и Александр Рамм, закрывшие конкурсные прослушивания.
В тот последний вечер уже разошелся оркестр, контрабасисты демонстративно протирали струны, а зал продолжал аплодировать до тех пор, пока Александр Рамм не вышел еще раз на поклоны уже почти на пустую сцену.
И в какой-то степени эту благодарность зала можно было отнести ко всей петербургской части конкурса, не раз радовавшей запоминающимися музыкальными моментами и переживаниями. Конкурс ясно показал высочайшую техническую оснащенность современных виолончелистов, с другой стороны – вскрыл отдельные проблемы, касающиеся общей культуры и понимания стиля.
В жюри виолончельного конкурса работал Ян Фоглер, немецкий виолончелист, интендант Дрезденского музыкального фестиваля. С ним мы и поговорили о его главных впечатлениях от нынешнего конкурса Чайковского:
─ Вы слушали всех участников конкурса от первого до последнего тура. Подытожите свои впечатления?
─ Я вдохновлен игрой буквально всех участников, особенно в финальных выступлениях с оркестрами, когда музыкант должен показать свою индивидуальность. Здесь у тебя нет времени на обсуждение деталей, как это можно сделать со своим пианистом. Есть всего одна репетиция, за которую ты должен понять, как повести за собою оркестр и выступить как можно ярче.
Также мне было приятно работать в столь разностороннем и прекрасном жюри. Уверен, что конкурс будет оценен как очень успешный, и, прежде всего, главный успех в том, что мы смогли обнаружить таланты, которым теперь будет проще найти дорогу к своему слушателю.
─ Вам уже случалось работать в жюри разных конкурсов, в чем особенность именно этого состязания?
─ На самом деле я не так уж и много сидел в жюри, поскольку не являюсь представителем “мира учителей”. Но Валерий Гергиев поступил очень мудро, пригласив в качестве судей и выдающихся педагогов (таких, как Давид Герингас, Линн Харрелл), и концертирующих исполнителей, и интендантов.
─ Какие, на ваш взгляд, были главные проблемы у участников конкурса?
─ Я не заметил особых проблем, для меня было большим сюрпризом увидеть у российских виолончелистов, которые обычно ассоциируются с игрой в романтическом стиле, серьезное влияние немецкой исполнительской практики. У русских конкурсантов был стилистически замечательный Бах и очень приличный Бетховен.
Думаю, что сейчас музыкальный мир все больше развивается “навстречу друг другу”, и это проявляется в смешивании различных исполнительских традиций. Разнообразие стилей и умение чувствовать определенный музыкальный язык – очень важны, но на конкурсе, прежде всего, смотрят на индивидуальное дарование музыканта и на скрытую в нем потенцию, которая обязательно должна реализоваться.
Повторю, что все наши финалисты были очень талантливыми музыкантами.
Егор Ковалевский, “Российская газета”