Музыка в гостиной берлинского дома всемирно известного скрипача Дэниэла Хоупа не прекращала звучать и в дни карантина.
Каждый вечер дома у музыканта проводились онлайн-концерты: серия получила название Hope@Home – “Надежда в доме”.
Звучала музыка от класcики до джаза, от фольклора до песенных шлягеров, а также поэзия, монологи, вокальные номера. В гостях у Хоупа были известные музыканты, такие как Матиас Гёрн, Саймон Рэттл, Владимир Юровский, многие художники, поэты артисты.
В непростое время карантина, объявленного по всему миру, более месяца живые концерты из дома Дэниэла Хоупа дарили надежду людям, позволяя отключиться от проблем и являясь своего рода терапией.
Трансляции велись в прямом эфире европейским каналом Arte в течение полутора месяцев каждый день в 18.00. Эти концерты, пожалуй, можно назвать телевизионным сериалом, в выпусках которого были всегда яркие и высокопрофессиональные выступления и которых многомиллионная публика всего мира ждала с нетерпением, всякий раз оставляя самые теплые и благодарные комментарии.
Сам Дэниэл Хоуп расссказывает:
“Я был в своей машине возле дома в Берлине – только что посадил детей в детские кресла – как раздался звонок от моего менеджера. Это было 11 марта.
Я только вернулся из своего десятидневного тура по Германии, где дал 14 концертов. Первые новости о Covid-19 только начинали поступать, но концертные залы всё ещё были открыты. Я являюсь музыкальным руководителем Цюрихского камерного оркестра, каждый вечер мы выступали для примерно двух тысяч человек.
Затем концерты постепенно начали отменять…
Я видел онлайн выступления своих коллег с балконов, из дворов и даже кухонь. Это, конечно, было замечательно – не прекращать играть, музицировать по интернету в режиме онлайн, но я задумался о качестве звука, ведь классическая музыка – это прежде всего качественный звук. Все мои русские педагоги учили меня прежде всего красивому звуку.
Я подумал: возможно ли добиться качественного звучания из моего дома? Такого звучания, к которому мы привыкли в концертном зале?…
На следующее утро я позвонил одному из лучших звукорежиссёров Тобиасу Леманну, владельцу Taldex Studio в Берлине. Через час он уже делал замеры в моей гостинной. «Думаю, мы справимся», – сказал он взволнованно.
Затем я позвонил Вольфгангу Бергману, руководителю концертных программ французско-немецкого телеканала Arte, на котором ведутся трансляции об искусстве и культуре в прямом эфире. Мы с Вольфгангом знакомы и давно сотрудничаем.
Он спросил меня, подойдёт ли мне прямая трансляция? «Только в том случае, если будет первокласcное качество звука», – ответил я. «Могли бы вы начать завтра?» – спросил он.
Я сказал ему, что он сошел с ума, но уже через 2 часа он прислал ко мне двух специалистов, которые поставили декорации в моей гостиной – декоративные модерн лампы – и вообще создали прекрасное оформление. Нам было позволено свободно передвигаться, но соблюдая дистанцию и снимать на камеру на расстоянии полтора метра.
Затем нужно было бы найти пианиста-аранжировщика, и я сразу же позвонил своему другу, прекрасному музыканту – Кристоф Израэль (Christoph İsrael) и пригласил его для участия в проекте.
Условия были жесткие: каждый день по 30-40 минут прямой трансляции с мировым репертуаром и практически без репетиций. Кристоф часто делал аранжировки до двух-трех часов утра за день до трансляции.
Мы обсудили программу и начали приглашать артистов для участия. К счастью в Берлине много прекрасных музыкантов и, поскольку все концерты были отменены, большинство из них согласились .
С Владимиром Юровским мы играли Шнитке, я соединял музыку Корнгольда со Стефаном Цвейгом, Мануэля де Фалья с Редьярдом Киплингом, и даже сыграл с пианистом Гвилимом Симкоком во всемирный день джаза.
Не было сценариста или продюсера, который говорил бы мне, что сказать или сыграть. Это не более, чем чудо, что у Hope@Home около 2 миллионов зрителей. Концерты смотрели люди со всего мира – Европа, Россия, Китай, Северная Америка, Япония, Индия, Южная Африка, Австралия, Аргентина. Многие предлагали помощь благотворительным организациям, которые помогают музыкантам-фрилансерам. Мы призвали помочь и люди откликнулись”.
Дэниэл Хоуп, как почти любая мировая звезда, всегда в пути. Его жизнь – постоянные гастроли, и с семьей он часто общается только по интернету.
В дни трансляций ему посчастливилось быть с семьей постоянно, жизнь Хоупа перевернулась: теперь через интернет он общался со своими слушателями.
“Эти шесть недель я провожу время дома, для концертов спускаюсь на первый этаж в гостиную, чтобы встретиться с мировой аудиторией и поделиться музыкой. 3 мая 2020 состоялся последний концерт из серии, которая включила в себя 34 прямые трансляции и 5 записей.
Наша гостиная превратилась в концертный зал. Это было чудесное, вдохновенное время для меня”,
– говорит Дэниэл Хоуп.
Трансляции Hope@Home можно смотреть на Arte, Facebook и YouTube в течение 90 дней после записи концерта.
Алия Водовозова, специально для ClassicalMusicNews.Ru