XXII фестиваль камерной музыки «Возвращение» проходил с 8 по 14 января 2019 года в Малом зале Московской консерватории.
В январе 1998 года скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков организовали фестиваль музыкантов – выпускников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, которые в основном работают за границей.
Позднее к ним присоединились выпускники специальных музыкальных школ России и СНГ. С каждым годом число участников «Возвращения» растёт.
В этом, 22-м по счёту фестивале, приняли участие 48 исполнителей: Яна Иванилова, Марьяна Осипова (сопрано), Светлана Злобина (меццо-сопрано), Анастасия Бондарева, Алиса Тан (вокал), Александр Нестеренко (тенор), Айлен Притчин, Борис Абрамов, Борис Бровцын, Роман Минц (скрипка), Илья Гофман, Сергей Полтавский, Михаил Рудой, Максим Рысанов, Тимур Якубов (альт), Борис Андрианов, Дора Кокаш, Алексей Стеблёв, Евгений Тонха (виолончель), Григорий Кротенко, Николай Горшков, Павел Стёпин (контрабас), Мария Алиханова, Зоя Вязовская, Евгений Яковлев (флейта), Анна Борисова, Дмитрий Булгаков (гобой), Михаил Безносов, Антон Дресслер, Игорь Фёдоров (кларнет), Антон Прищепа (бас-кларнет), Валерий Попов (фагот), Кирилл Солдатов (труба), Станислав Давыдов, Арсений Самсонов (валторна), Александр Демденко (тромбон), Мария Михайловская (арфа), Ксения Башмет, Вадим Холоденко, Андрей Гугнин, Яков Кацнельсон, Александр Кобрин (фортепиано), Елизавета Миллер (клавесин), Дмитрий Бурцев (аккордеон), Дмитрий Власик, Михаил Филимендиков (ударные), Лидия Кавина (терменвокс), Данил Рябчиков (колёсная лира).
Авторы идеи и художественные руководители фестиваля – Роман Минц и Дмитрий Булгаков.
Одной из главных особенностей фестиваля «Возвращение» является то, что любое сочинение исполненяется на нём только один раз. В течение 22-х фестивалей не было ни одного повтора.
Ресурсы камерной музыки оказались неисчерпаемы. Из года в год с ростом количества слушателей возрастал и престиж фестиваля «Возвращение». Свидетельством этого стало проведение фестиваля в этом году в Малом зале консерватории в отличие от предыдущих лет, когда фестиваль проходил в Рахманиновском зале. Все четыре концерта прошли с аншлагами.
Для сбора средств на проведение фестиваля была запущена краудфандинговая кампания, которая принесла более миллиона рублей. Эти средства пошли на оплату проезда и проживания участников фестиваля, аренду нотных материалов и репетиционных помещений, подготовку и печать полиграфических материалов и прочие организационные расходы. В рамках «Возвращения XXII» состоялись четыре концерта.
«Дилетанты», 8 января 2019 г.
Первый концерт фестиваля носил название «Дилетанты» и был посвящен музыке XI – XX веков. К дилетантам организаторы фестиваля причисляли композиторов, не получивших формального традиционного музыкального образования, а также тех, для кого сочинительство музыки не являлось основным источником дохода. Понятно, что это определение весьма условно и может вызывать ряд вопросов. Но главное – в сегодняшнем его понимани оно не содержит никакой негативной окраски.
Занесение в список дилетантов короля Ричарда I Львиное Сердце и Папы Римского Льва IX вполне закономерно. Первый занялся сочинительством находясь в заключении, куда его поместили соратники по Крестовому походу. Второй посвящал этому занятию время, свободное от церковных реформ, борьбы с симонией (куплей – продажей церковных должностей) и наблюдением за строгим соблюдением целибата (безбрачия) представителей духовенства.
Речь идет о том самом Льве IX, который был фактическим инициатором Великой схизмы – раскола 1054 года, окончательно разделившего христианство на католицизм и православие.
Граф Тибо IV Шампанский, король Наварры, уже менее бесспорен как дилетант. Даже в историю Франции он, в первую очередь, вошел как трувер.
Вокальные партии в произведениях всех этих трех авторов очень стильно и с хорошим вкусом исполнила Анастасия Бондарева.
Что касается вальсов Грибоедова, то по простоте они вполне соотносятся с салонными пьесками того времени, когда любой дворянин мог побренчать на «фортепьянах». Вероятно, Грибоедов все же оказался более талантливым музыкантом, чем его окружение. В его музыке есть что-то настоящее. Ведь не случайно в сезоне 2014/2015 годов выдающийся пианист Григорий Соколов исполнял его ми минорный вальс на бис.
В этом концерте оба сохранившихся вальса Грибоедова великолепно, строго, без каких-либо финтифлюшек и украшений исполнил Вадим Холоденко. В том же стиле он исполнил и пьесу Джачинто Шельси – одного из крупнейших реформаторов музыкального языка второй половины XX века.
Довольно спорным выглядит причисление к числу дилетантов американского композитора Чарльза Айвза, намного опередившего всех европейских радикалов-реформаторов, автора эпохального сочинения «Вопрос, оставшийся без ответа». Возможно, причина в том, что Айвз, не надеясь прожить на композиторские доходы, четыре года проработал органистом в церкви, а потом и вовсе ушел в страховой бизнес, сочиняя музыку только по ночам.
Насколько плодотворны были эти его ночные бдения, можно судить по прекрасному Largo для скрипки, кларнету и фортепиано, великолепно исполненному Борисом Абрамовым, Игорем Фёдоровым и Ксенией Башмет.
Что же касается Александра Порфирьевича Бородина, то он, несомненно, был незаурядным химиком, автором около 40 открытий. Дмитрий Иванович Менделеев считал, что Бородин должен бросить музыку и заниматься только химией. Но история рассудила иначе – всемирную славу Александр Бородин стяжал именно как композитор, хотя он и не получил систематического профессионального музыкального образования.
Это обстоятельство не помешало ему стать автором лучшего, на мой вкус, русского классического романса «Для берегов отчизны дальной» на стихи А. С. Пушкина.
А здесь мы услышали далеко не дилетантский Секстет ля минор для струнных в очень профессиональном и живом исполнении Романа Минца, Бориса Абрамова (скрипки), Тимура Якубова, Михаила Рудого (альты), Алексея Стеблёва, Евгения Тонхи (виолончели).
Несколько сложнее однозначно оценить Георгия Катуара. Формально и у него не было консерваторского образования – он получил диплом Физико-математического факультета Московского университета. Но и музыкального образования он не чурался, обучаясь несколько лет в частной берлинской консерватории и беря частные же уроки у Римского-Корсакова и Лядова. Позже он стал профессором физико-математического факультета Московского университета.
После Октябрьского переворота его изгнали из МГУ как классово чуждого. И тогда Катуар сразу же стал профессором Московской консерватории, где проработал девять лет вплоть до самой смерти.
На музыкальном поприще Г. Катуар более известен как крупный музыкальный теоретик, чем как композитор. Если судить по фортепианному квинтету, который мы услышали в первый день «Возвращения XXII», то даже высоко профессиональное исполнение (Андрей Гугнин, Марьяна Осипова, Борис Абрамов, Тимур Якубов, Борис Андрианов) не смогло скрыть явного отсутствия у автора индивидуальности.
Включение в число дилетантов Эрнеста Шоссона удивило многих. Его имя на слуху у всех меломанов, т. к. его «Поэма для скрипки с оркестром» – это бесспорный хит, входящий в репертуар практически любого солирующего скрипача.
Но с формальной точки зрения все справедливо. Шоссон происходил из состоятельной буржуазной семьи, получил юридическое образование и даже докторскую степень. Посвятив юриспруденции два года, он в 25 лет поступил в консерваторию в класс Жюля Массне, но не закончил ее.
Несмотря на то, что имя Шоссона накрепко связано со скрипкой, примерно две трети из 39 его опубликованных сочинений и примерно такого же количества неопубликованных было написано для голоса в сопровождении фортепиано, камерных ансамблей разного состава и оркестра. Вот и в первом концерте «Возвращения XXII» мы услышали одно из последних сочинений Шоссона «Chanson Perpetuelle» («Вечная песнь») для голоса, фортепиано и струнного квартета на стихи Шарля Кро (1898) в исполнении Светланы Злобиной и ансамбля в составе Якова Кацнельсона, Бориса Абрамова, Марьяны Осиповой, Тимура Якубова и Алексея Стеблёва.
Следует отдать должное мастерству Светланы Злобиной, которая прекрасно справилась с тесситурными и другими вокальными сложностями этого произведения.
В завершение первого дня фестиваля была исполнена концертная фантазия Антона Прищепы «Charlie’s Smile» на темы музыки Чарли Чаплина к фильмам. Трудно спорить с тем, что Чаплин был дилетантом. Но каким! Темы из его музыки к фильмам становились хитами сразу после первого же появления их в прокате.
В очень озорном исполнении этого номера отличились многие из участников концерта, в том числе автор фантазии Антон Прищепа, игравший на кларнете, а также Роман Минц, Михаил Рудой, Борис Андрианов, Григорий Кротенко, Зоя Вязовская, Дмитрий Булгаков, Александр Посикера, Денис Шабардин, Александр Демиденко.
Уже первый день «Возвращения XXII» показал высокий художественный уровень фестиваля 2019 года и постоянный рост интереса слушателей к нему.
Владимир Ойвин