Концертом в Светлановском зале ММДМ 14 октября 2013 года блистательная Хибла Герзмава – прима Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, – открыла абонемент «Парад сопрано» в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
В изысканно составленной программе концерта Герзмава исполнила арии из произведений Вольфганга Амадея Моцарта, Винченцо Беллини, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди. По традиции подобных концертов сначала прозвучала оперная увертюра – на этот раз к опере Моцарта «Милосердие Тита» К. 621.
Выходным номером примадонны стала не часто звучащая и прекрасно исполненная mezzo-voce ария «Laudate Dominum» из «Торжественной вечерни проповедника» Моцарта, К. 339. Затем Герзмава исполнила очень известную «Alleluia» из мотета Моцарта «Exultate, jubilate» K. 165. Этот номер показался наименее удачным в программе – голос Герзмавы показался в этот вечер недостаточно подвижным для этого сочинения. Неудачным по меркам Герзмавы, поскольку для многих такая неудача была бы большим достижением.
В концерте Хибла Герзмава исполнила ещё арию Медоры из оперы «Корсар» и сцену и «Песню об иве» Дездемоны из IV действия оперы «Отелло» (Дж. Верди), каватину «Casta Diva» и кабалетту Нормы из одноименной оперы Беллини, а также вместе с баритоном Арсеном Согомоняном дуэт Адины и Дулькамары из оперы Доницетти «Любовный напиток».
Все эти номера были исполнены мастерски и красиво. Особо можно отметить фрагмент из «Отелло», прозвучавший в заключение первого отделения концерта – это была кульминация вечера – и технически, и эмоционально. Здесь полностью реализовался вокальный и драматический потенциал Герзмава. Её голос почти полностью на mezzo-voce звучал изысканно, легко и очень красиво. В нем была какая-то обреченность, предчувствие страшной развязки и покорность ей.
Очень интересно и свежо прозвучала знаменитая «Casta Diva» и последовавшая за ней кабаллета, завершившие объявленную программу. Это был плач израненной грешной души Нормы и героическая попытка противостояния самой себе. Здесь Герзмаве удались мягкие белькантовые колоратуры.
На бис певица в сопровождении скрипки Спивакова блестяще исполнила песню Рихарда Штрауса «Утро». Арсен Согомонян кроме дуэта Адины и Дулькамары весьма оригинально исполнил каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и арию Ренато из «Бала-маскарада» Верди.
Концерт прошел под тактичный аккомпанемент НФОР, за дирижерским пультом которого стоял его художественный руководитель Владимир Спиваков. Кроме упомянутой увертюры, оркестр исполнил увертюры к операм «Бал-маскарад» Верди, «Севильский цирюльник» Россини и «Норма» Беллини.
Хибла ГЕРЗМАВА – оперная певица (сопрано), Заслуженная артистка России, Народная артистка республики Абхазия – родилась в 1970 году в Пицунде (Абхазия). Учиться музыке начала у себя на родине, окончила музыкальное училище по классу фортепиано в Сухуми. В 1994 году Герзмава окончила вокальный факультет Московской Государственной консерватории (педагоги — профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году — аспирантуру при Московской консерватории по классу профессора Масленниковой.
С 1995 года Хибла Герзмава — солистка Московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Исполняет ведущие сопрановые партии в постановках театра, среди них: Адина («Любовный напиток» Доницетти), Виолетта Валери («Травиата» Верди), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) и др.
Певица выступала на сценах Мариинского театра, Театра Елисейских Полей и Театра дю Шатле в Париже (Франция), Театра Комунале во Флоренции (Италия), Театро дель Лисеу в Барселоне (Испания), Софийской Оперы (Болгария), театра Токио Бунка Кайкан (Япония). Хибла Герзмава участвовала в гастролях Музыкального театра в Южной Корее (1997, 2003) и США (2002, 2004).
Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции. В 2002 и 2003 годах участвовала в Людвигсбургском Фестивале в Германии (исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й. Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. деи Кавальери «Представление о Душе и Теле»).
Была вдохновительницей и одним из организаторов Фестивалей классической музыки в Сухуми (Абхазия) «Пицунда-2002» и «Пицунда-2003» (имевших второе название: «Хибла Герзмава приглашает»).
Международные конкурсы: III премия конкурса Voci Verdiani (Италия, 1993); II премия Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса (Барселона, 1994); II премия Международного конкурса вокалистов имени Н. А. Римского-Корсакова (Петербург, 1994); Гран при X Международного конкурса имени П. И. Чайковского (Москва, 1994).
Лауреат театральной премии «Золотой Орфей 2001» в номинации «Лучшая певица». Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль»(2010). Премия «Casta Diva» в номинации «Лучшая оперная певица» (2010). Премия «Триумф» (2010).
По материалам сайта «belcanto.ru».
Владимир Ойвин, Classica.fm