75 лет дирижеру Владимиру Федосееву.
Задумавшись о том, что Владимиру Федосееву исполнилось 75, в первое мгновение удивляешься: кажется, не так давно маэстро уже отмечал именно эту дату.
Секундой позже понимаешь, что 75-летие в позапрошлом сезоне праздновал Большой симфонический оркестр (БСО) – один из сильнейших коллективов нашей страны, во главе которого Владимир Иванович стоит более 30 лет.
За это время имя дирижера и название оркестра связались друг с другом не менее крепко, нежели Ленин и партия, и связка “Федосеев + БСО” гарантирует музыку в высококачественном, пусть и несколько консервативном исполнении.
Нередко приходится слышать, будто ушла эпоха не только дирижеров-диктаторов, но и крупных коллективов как таковых; тем не менее симфонические оркестры у нас по-прежнему остаются основными участниками музыкального процесса и ассоциируются в первую очередь с именами их главных дирижеров.
Если названия знаменитых зарубежных коллективов, таких как Венский филармонический, амстердамский “Концертгебау” или лейпцигский “Гевандхауз”, говорят сами за себя, то лучшие отечественные коллективы мы опознаем в первую очередь по фамилии худрука.
И поэтому Российский национальный (РНО) называем оркестром Михаила Плетнева, Национальный филармонический (НФОР) – оркестром Владимира Спивакова, Большой симфонический – оркестром Владимира Федосеева.
БСО в перечисленном ряду стоит особняком: и с НФОР, и с РНО постоянно работает целый ряд дирижеров, многие из которых дают оркестрам не меньше, нежели их шефы. Иначе обстоит дело с БСО, чьи концерты под управлением Федосеева в большинстве случаев разительно отличаются от выступлений с другими маэстро.
С одной стороны, это приводит к казусам вроде того, что произошел на недавнем конкурсе Чайковского, когда БСО под руководством приглашенного дирижера не смог в заданный срок подготовить Симфонию-концерт Прокофьева. С другой стороны, точно известно, что если за пультом Федосеев, то вечер не будет потерян зря.
В БСО Федосеев пришел в 1974 году, став преемником Геннадия Рождественского. До этого Владимир Иванович в течение 15 лет возглавлял Оркестр русских народных инструментов радио и телевидения.
От слушателей старшего поколения нередко приходится слышать о том, как они перестали ходить на концерты БСО после того, как оркестр покинул Рождественский, и как были поражены спустя десятилетия, увидев, каким сильным симфоническим дирижером стал “народник” Федосеев.
Действительно, за последние годы БСО и маэстро дарили публике немало незабываемых впечатлений – это и Четвертая симфония Шостаковича, и Восьмая Малера, и сочинения Стравинского, и много другой музыки, известной и не слишком.
Федосеев также работает со многими европейскими коллективами: Берлинским симфоническим, оркестром Баварского радио, оркестрами Гамбургской, Кельнской и Дрезденской филармоний. С 1997 по 2004 год Владимир Иванович возглавлял Венский симфонический оркестр, с которым продолжает регулярно сотрудничать; один из наиболее впечатляющих результатов их совместной работы – запись симфонии “Катерина Измайлова”, составленной Вениамином Баснером на основе одноименной оперы Шостаковича.
С именем Федосеева связан также ряд ярких постановок оперного фестиваля в Брегенце. Основу прошедших сезонов БСО составляли монографические циклы, посвященные Чайковскому, Рахманинову, Бетховену.
Концерты еще одного абонемента, посвященного Брамсу, в ближайшие дни можно увидеть на телеканале “Культура”, который активно отмечает юбилей знаменитого дирижера.
Илья Овчинников, “Газета”