Сегодняшний концерт Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева в Большом зале консерватории был посвящён Году чешской музыки.
В Чехии его отмечают раз в десять лет в годы, число которых оканчиваются на 4. Это объясняется тем, что именно такие годы так или иначе связаны с биографиями известных чешских композиторов, музыкантов, дирижёров и певцов. В 2014-м будут отмечать годовщины Антонина Дворжака, Бедржиха Сметаны, Леоша Яначека и Богуслава Мартину.
Чешская музыка для Владимира Федосеева – личная история. На свои первые зарубежные гастроли маэстро поехал в Прагу. Тогда молодой дирижер был сражен не только красотой города – богатством музыкальных традиций, в которых увидел русские корни.
«Сейчас раз в десять лет отмечается Дни чехословацкой музыки. Все великие в эти дни родились. Чайковский Дворжаком покорен»,
– говорит Владимир Федосеев. Гость вечера – немец Даниэль Мюллер-Шотт. За ним давно закрепилась слава музыкального интеллектуала, а теперь и гениального виолончелиста. Уникальной технике учился у самых топовых музыкантов, в том числе, и у Ростроповича. Москву полюбил, как родной Мюнхен. Мюллера-Шотта не испугали даже московские морозы. Волнуется только за хрупкую виолончель. Она не терпит такого холода.
С маэстро Федосеевым у Даниэля было несколько концертов. Последний в 2005-м на сцене БЗК. Говорит – они понимают друг друга без слов. В этот раз их объединяет музыка Дворжака.
«Маэстро внимательно относится к тому, что ты делаешь. Тонко чувствует нюансы. Прислушивается к тому эмоциональному миру, который ты создаешь, и передает это оркестру – он словно вылепливает музыку»,
– объясняет виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт. Этот мужской тандем разбила Людмила Петеркова. В отличие от своего коллеги, у нее дебют с Федосеевым. В Москву чешская кларнетистка привезла сочинение своего друга Ондржея Кукала, «Кларнеттино», написанное 20 лет назад. Но так убедительно, что получило награду на фестивале «Пражская весна»…. История романтическая, жизнеутверждающая, к тому же с любовным привкусом.
«Мы вместе учились. Он прекрасный скрипач. Когда он изучал дирижирование, решил научиться играть на кларнете. И я его учила. Может, поэтому он посвятил мне это сочинение. Мы и сейчас дружим. Он женат на моей подруге, у него трое взрослых дочерей»,
– рассказывает кларнетист Людмила Петеркова. Сам Владимир Федосеев, отдает предпочтение музыке Леоша Яначека. Оперу «Приключение лисички-плутовки» дирижировал в Вене. В России это редкая гостья. И ещё один сюрприз вечера. Уже для самого маэстро. «Золотой Витязь» – главная награда славянского музыкального форума, предназначена ему. БСО со своим знаменитым дирижёром стал первым обладателем золотой статуэтки.
Новости культуры