Музыкальный театр Карелии готовит премьеру оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта».
Над спектаклем, премьера которого состоится 5 и 6 июля, работали московские гости: один из ведущих режиссеров современности Георгий Исаакян и художник постановщик Филипп Виноградов. Накануне в театре прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему выходу спектакля.
“Российскому зрителю европейская трактовка «Волшебной флейты» Моцарта не очень близка. Опера рассматривается через призму масонских символов, это такой зашифрованный символистский спектакль, который нашему зрителю ничего не говорит – это вне нашей культурной традиции. Мы долго искали те витамины, которыми нужно напитать зрителя, чтобы он установил контакт со спектаклем, тем более наш спектакль ориентирован на семейного зрителя”,
– рассказал постановщик Георгий Исаакян.
Режиссер придумал три новых сюжетных линии: во-первых, традиционный сюжет «Флейты» переплелся с биографией Моцарта, с последними его днями (это последняя опера великого композитора, после которой был написан только «Реквием»). Во-вторых, на сцене появилась группа современной молодежи, возглавляемая экскурсоводом, специалистом по Моцарту, который и пытается объяснить все сложные сюжетные повороты. На роли экскурсантов Музыкальный театр пригласил людей, которые раньше на сцене не играли.
“Экскурсанты – не безликая блуждающая толпа. Они связующее звено, многое мы видим их глазами. Мы пригласили в спектакль простых людей, чтобы внедрить в спектакль кусочек настоящей жизни. Но опасность в том, что любой человек, пересекающий границу сцены, становится искусственным, теряет естественность. Мы потратили много сил, чтобы они были естественными. Мы полгорода заняли в нашем спектакле. Кроме основной оперной труппы и молодежи, выбранной на кастингах, в спектакле участвуют актеры драматических театров города, воспитанники детской хоровой школы и актерские дети”,
– пояснил Георгий Исаакян.
Третий сюжет – сюжет о театре, о чуде, которое рождается на его подмостках.
“Мы пытаемся поделиться тем, чего зритель не видит никогда. Обычно он видит полностью декорированную сцену. У нас же сцена будет пустая, без кулис или задников. Именно в этом мире и возникают островки воспоминаний, кусочки настоящего и прошлого, возникает Моцарт и остальные. Не буду больше ничего рассказывать – не буду работать спойлером”,
– рассказал художник-постановщик спектакля Филипп Виноградов.
Георгий Исаакян полностью поддерживает такой подход.
“В настоящем театре необязательно, чтобы висели кулисы и стояли задники. Настоящий театр – это коврик и актер на нем. Если актер, конечно, понимает, что он хочет донести до публики.”
Еще сегодняшний театр – театр света. И в «Волшебной флейте» многое будет построено именно на работе художника по свету Евгения Ганзбурга.
“Это будет неожиданно. За шесть лет у Музыкального театра сложился определенный образ, и зритель знает, чего от нас ждать. Здесь мы сделали для себя эксперимент”,
– говорит директор театра Елена Ларионова.
Премьеры «Волшебной флейты» пройдут, напомним, 5 и 6 июня. Они завершат этот театральный сезон. К слову, этот спектакль – последний, который Музыкальный театр поставил в рамках реализации творческого проекта Министерства культуры России «Волшебное зеркало сцены».