В концерте фестиваля «Эстафета Веры» памяти Веры Горностаевой, состоявшемся в Большом зале Московской консерватории 26 мая 2017 года, вступили четыре её ученика разных лет: Александр Слободяник (младший), Максим Филиппов, Вадим Холоденко и Лукас Генюшас.
Пианисты выступали с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории п/у профессора Анатолия Левина.
Первым играл проучившийся у Веры Васильевны только до 8 класса ЦМШ и уехавший с родителями за границу Александр Слободяник (младший) – сын одного из её самых знаменитых учеников Александра Слободяника.
В этой программе он исполнил концерт № 9 ми бемоль мажор, К. 271 Моцарта. Это был наименее интересный номер программы. Нельзя сказать, что это было плохое исполнение, – оно было как бы никакое, однообразное.
А вот выступление Максима Филиппова, исполнившего фортепианный ля минорный концерт Шумана, стало – как для большинства слушателей, так, к моему стыду, и для меня – приятным открытием. Он был самым старшим из выступавших в этот вечер и при этом наименее известным.
Весьма показательный штрих: не то что даты, но даже года его рождения я нигде не нашёл. Видимо, на лучших концертных площадках Филиппов играет очень редко (по причинам мне неизвестным), а сосредоточился на педагогической деятельности.
По своей воле, или в силу внешних обстоятельств, но крайне жаль, что такой яркий музыкант столичной публике практически неизвестен. По-видимому, Филиппов принадлежит к немногочисленной породе людей, не умеющих «работать локтями». Он очень долго он был ассистентом у своего профессора.
(Филиппов не единственный преподаватель Московской консерватории, совершенно неоправданно недооценённый как концертирующий музыкант. Я вспоминаю покойного Юрия Муравлёва, всю жизнь отдавшего кафедре общего фортепиано. Лучшего исполнителя Скрябина и Грига я за свои семьдесят пять лет не слышал. А кто его помнит?)
Фортепианный концерт Шумана – один из самых заезженных – с первых же нот зазвучал у Филиппова ярко, свежо, по-настоящему романтично и, в соответствии с авторским указанием Allegro affettuoso – нежно. Вообще, первая часть концерта Шумана, даже на фоне великолепного исполнения всего произведения, была чудесной.
Весь концерт получился у Филиппова очень цельным по форме. Да и пианизм он показал превосходный, богатый множеством оттенков. Нельзя не отметить, какой превосходный – истинно романтический – ансамбль сложился у солиста, дирижёра Анатолия Левина и руководимого им оркестра.
Наибольшие ожидания в этой программе были связаны с именем Вадима Холоденко, объявившего в ней Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, ор. 20 Скрябина, ставший в последнее время популярным. Это музыка раннего Скрябина, не нагружённая космогоническими построениями и философскими раздумьями. Она по-шопеновски романтична.
Исполнение Холоденко было великолепным – вдохновенным, романтичным и лиричным. Он не пытался нагружать скрябинский концерт не свойственным ему глубокомыслием и философией. Концерт прозвучал с замечательным изяществом и редким вкусом. Взаимопонимание с оркестром было полным и безупречным.
Завершал программу Третий фортепианный концерт до-мажор Прокофьева, солистом в котором выступил один из последних учеников Веры Васильевны и её внук Лукас Генюшас.
Концерт был исполнен весьма достойно, с точным пониманием его стиля. Генюшас играл его с необходимой жёсткостью и великолепной и безукоризненно ровной ритмичностью. Не постесняюсь повториться, что и здесь ансамбль солиста и дирижёра был прекрасен.
Да и вообще Концертный симфонический оркестр Московской консерватории и его художественный руководитель Анатолия Левина постоянно демонстрируют высокий профессионализм. Восхищает стилистическое чутьё Левина в рецензируемой программе, где оркестр аккомпанировал в четырёх совершенно разных по стилю фортепианных концертах.
Это выступление Генюшаса укрепило моё впечатление, что он интереснее, точнее и при этом разнообразнее в ансамблях – камерных и с оркестрами, – чем в сольных выступлениях. Ансамблист он прекрасный.
Недавний пример тому – диск фирмы «Мелодия», на котором Генюшас и скрипач Айлен Притчин записали весьма интересную программу.
Фирма «Мелодия» выпустила CD Айлена Притчина и Лукаса Генюшаса
В целом концерт четырёх учеников Веры Васильевны Горностаевой оказался достойным её памяти.
Владимир Ойвин