Лондонский филармонический оркестр подарил москвичам две премьеры.
Пьеса “Египетские ночи” Александра Таирова с музыкой Сергея Прокофьева не исполнялась более 60 лет. В концертной версии “Египетских ночей” роли исполнили Константин Хабенский и Чулпан Хаматова.
Оратория “Иван Грозный” Сергея Прокофьева в обработке Леона Атовмьяна прозвучала в России впервые.
Лондонский филармонический оркестр – гость фестиваля Мстислава Ростроповича.
Владимир Юровский по-английски дает последние указания музыкантам – до концерта в Большом зале консерватории пара минут.
Историческое событие – Лондонский филармонический оркестр впервые с конца 70-х приехал в Москву. Публике повезло второй день подряд слушать вживую коллектив, который в 2002-м и 2004-м разделил оскаровский триумф композитора Говарда Шора: именно этот оркестр записал саундтрек к кинотрилогии “Властелин колец”.
Пригласить Лондонский филармонический даже на фестиваль Мстислава Ростроповича было непросто. Оркестр – единственный в мире, музыканты которого не получают зарплату – только гонорары за выступление. К слову, весьма высокие. Зато вот уже 80 лет коллектив держится на самоокупаемости.
“Мы договаривались два года – у нас это было в планах. Я позвонила, попросила, мы обговорили даты. Дальше все шло, как по маслу. Я думаю, это из-за особого отношения к моему папе. Потому что он очень много сотрудничал с этим оркестром, и конечно, это во многом упростило нашу задачу”,
— предполагает Ольга Ростропович, художественный руководитель III Фестиваля Мстислава Ростроповича.
Вопреки музыкальной традиции, дирижер вышел на сцену раньше оркестра. Он лично представил пьесу, которая в Москве не исполнялась более 60 лет – после того как постановлением ЦК был расформирован Московский Камерный театр Александра Таирова.
“Эту пьесу придумал Таиров как компиляцию трех несовместимых источников, два из которых были английского происхождения, одно – отечественного. Это была пьеса о египетской царице Клеопатре, которую играла жена Таирова знаменитая актриса Алиса Коонен”,
— поясняет главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский.
“Египетские ночи” в 1933-м — смелый эксперимент в драматургии и в музыке. Александр Таиров соединил комедию, трагедию и стихи – “Цезаря и Клеопатру” Бернарда Шоу, “Антония и Клеопатру” Уильяма Шекспира и “Египетские ночи” Александра Пушкина.
А Сергей Прокофьев вывел на подмостки симфонический оркестр, добавил соло на рояле, соло на арфе, два джазовых саксофона и охотничий рожок, который звучал из-за сцены.
Как прошла премьера “Египетских ночей”, описала в своих мемуарах Алиса Коонен. Она вспоминала, что московская публика приняла спектакль с восторгом, а особенно он впечатлил случайно присутствовавших на нем иностранцев. В то же время в прессе разгорелись жаркие споры: кто-то говорил – шедевр, кто-то – обвинял Таирова и Прокофьева в искажении классики.
Музыка Прокофьева не была фоном к спектаклю. Скорее реплики героев стали частью замысла композитора – он даже прописал их в партитуре. В концертной версии все роли исполняют двое – Константин Хабенский и Чулпан Хаматова.
“Очень волнительно! В театре играть проще, потому что ты там не можешь подвести как-то, а здесь очень страшно, что не туда вступишь, не то скажешь, не вовремя, не в том регистре. Но оркестр помогает! Оркестр прекрасный! Они все улыбаются, поддерживают!”,
— делится впечатлениями Народная артистка России Чулпан Хаматова.
Владимир Юровский, с 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического, а 2011 — и Государственного оркестра России имени Светланова, любитель раритетов.
Завершил концерт оригинальной версией оратории “Иван Грозный”, которую составил по плану Прокофьева его секретарь Леон Атовмьян, и которая в России ни разу не исполнялась.
Дарья Ганиева, “Вести”