В первый день весны Концертный зал «Зарядье» преподнёс своим посетителям без преувеличения «королевский» подарок: с сольным концертом здесь выступила одна из лучших оперных певиц современности, меццо-сопрано Элина Гаранча в сопровождении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского.
Дирижёром сначала был заявлен супруг певицы, но в итоге за пульт встал Ион Марин.
Единственный существенный недостаток подобных сольных концертов — расширенная роль оркестра. Конечно, в исполнении какой-нибудь увертюры для «настройки» публики в самом начале вечера нет ничего плохого, да и отдохнуть певцам между номерами бывает порой необходимо. Но если на одну арию приходится одна увертюра из неизменного «джентельменского набора», а это и есть наша реальность, то такие концерты я предлагаю официально называть «малосольными».
Музыка для первого отделения была подобрана академично. «Ординарий» концертной программы включил в себя Интермеццо из оперы Пуччини «Манон Леско» и Увертюры к операм Верди «Сила судьбы» и «Набукко». «Проприй» содержал Арию Адрианы из оперы Чилеа «Адриана Лекуврёр», Песню о Фате и Арию Эболи из оперы Верди «Дон Карлос».
Второе отделение — музыка для души. Оркестровая «повинность» состояла в исполнении «Грустного вальса» Сибелиуса, Интермеццо и Фарандолы из «Арлезианки» Бизе и Интермеццо из Сарсуэлы Хименеса «Свадьба Луиса Алонсо».
Вокальная часть была представлена рядом романсов и песен: «Я люблю тебя» (Григ), «Запретная музыка» (Гастальдон), «Лела» (Мато/Кастелао), «День, когда ты меня полюбишь» (Гардель).
Традиционные теноровые хиты — Романс Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Портовая трактирщица» и удачно «срифмованная» с ним песня Лары «Гранада» — завершили основную и бонусную части программы соответственно: сама певица объяснила исполнение тенорового репертуара тем, что «у неё меццо-сопрано», а с таким аргументом невозможно спорить.
Правда, ещё она добавила, что сам автор романса Леандро мечтал услышать свой шлягер в исполнении женского голоса и она таким образом исполнила его пожелание.
Кроме того, на бис прозвучали песня Луизы из сарсуэлы Чапи «Дочери Заведея» и Хабанера из «Кармен» Бизе.
***
Концерт был чудесным. Исполнение музыки постепенно улучшалось от начала концерта к концу и в целом произвело хорошее впечатление. Однако о некоторых существенных деталях хотелось бы поговорить особо.
Дирижёр — этот тот человек, которому по определению положено обладать способностью концентрировать на себе внимание. Не только музыканты при поднятии палочки должны прийти в готовность извлекать из своих инструментов волшебство, но и публика, в идеале, должна была бы забыть в этот миг о повседневности и замереть в ожидании чуда.
У великих дирижёров такая способность есть: стоит им встать на подиум, как вы тут же забываете кто-вы-и-где-вы и ничего, кроме ещё даже не начавшей звучать музыки, для вас в этот момент уже не существует.
Ион Марин принадлежит к иному типу дирижёров, который можно охарактеризовать фразой «а что, музыка уже началась?».
Я готов принять как данность, что не существует способа показать начало «Силы Судьбы» так, чтобы духовики сыграли свои «удары» одновременно, это из разряда фантастики. Пустяки в виде полного «расклеивания» оркестровых групп тоже случаются у всех, в небольших дозах, как на обсуждаемом концерте, на это, наверное, можно «закрыть уши». Но как быть с выразительностью?
Ни в одном из произведений кульминация не достигла необходимого градуса кипения, ограничившись лёгким потеплением, а в «весёлых» пьесах радость воспринималась только за счёт самой музыки, никак не подкреплённой жизнелюбивой энергией, исходящей от музыкантов. И это обидно, потому что оркестр сам по себе играл превосходно: высокий уровень профессионального мастерства музыкантов замаскировать невозможно, и если бы дирижёр смог «зажечь» их, то концерт был бы абсолютно идеальным.
***
Элина Гаранча обладает голосом неописуемой красоты. Он не столь «тёмный», как у многих низких голосов, но чрезвычайно «сладкий», отлично выравненный по всему диапазону и очень подвижный. В Nei giardin del bello Гаранча, однако, столкнулась с некоторыми трудностями.
Элина Гаранча: «Голос — такая штука, которая в один прекрасный день может исчезнуть»
Верди написал в этой песне крайне неудобные рулады и распевы в высоком регистре, в частности, многократное чередование фа-диеза и ля во второй октаве, причём сначала эти ноты должны быть взяты отдельно, а затем соединяться в legato да ещё и постепенно утихать.
Каждая из великих меццо-сопрано поёт этот фрагмент по-своему. Татьяна Троянос, например, легко соединяет всю фразу на legato, как и Елена Образцова (правда, с немного меньшей лёгкостью). Фьоренца Коссотто «не парится» и берёт все ноты отдельно. А вот, скажем, Долора Заджик идеально выполняет требования композитора.
Гаранча в московском концерте попыталась спеть «как написано», но «убрать» звук к концу ей не удалось, а голос на высокую ноту с более низкой переходить никак не хотел. Во втором куплете она решила не испытывать судьбу и просто сначала поднялась наверх, а потом спустилась, игнорируя вердиевскую каденцию.
Эта досадная техническая мелочь преследовала певицу всю первую половину концерта: отдельно взятая высокая нота звучала хорошо, но если она была в конце подводящей фразы, что особенно явно обращало на себя внимание в Io son l’umile ancella, то, во-первых, выдавала большое напряжение, а во-вторых, несколько «съезжала» интонационно.
Но во втором отделении все небольшие недостатки «как рукой сняло» и исполнение было уже безукоризненным. Впрочем, и программа была проще.
У Элины Гаранчи прекрасный исполнительский вкус. Она тщательно выполняет стилистические нюансы, эффектно «раздувает» громкость на высоких нотах, красиво выстраивает фразы, «рельефно» преподносит текст и подводит под свою музыкальность мощную эмоциональную основу.
Уже одного этого было бы ей достаточно, чтобы стать первой меццо-сопрано мира, но природа ещё и внешне наградила её необычайной красотой, а сама Элина достаточно умна и мудра, чтобы как следует подчеркнуть свои сильные стороны. Поэтому наиболее ярко эта певица-актриса-женщина, на мой взгляд, раскрывается в образе Кармен и, в частности, в Хабанере, исполненной в череде бисов: это своего рода квинтэссенция элегантной женской хищности.
Изначально Гаранча не планировала её исполнять, но кое-кто убедил певицу, что москвичи мечтают увидеть и услышать её Кармен, и Элина, поверив, добавила эту жемчужину к программе концерта.
Лично я сомневаюсь, что громко скинутые туфли добавляют этому образу что-то особенное, мне кажется, в концерте это было лишним и выглядело скорее подражанием одной своей звёздной коллеге: обворожительная красота и так живёт в каждом звуке, слове, взгляде и жесте Элины, прочно очаровывая публику.
Во время концерта меня не покидала мысль о том, что великолепная внешность в сочетании с актёрским даром, музыкальным талантом и красивым голосом выделяют оперных певиц этого уровня в некую совершенно особую касту: воистину, примадонны — самая восхитительная, пленительная, «высшая» разновидность самки человека!
Сергей Евдокимов