В Кремле под председательством Владимира Путина состоялось совместное заседание Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству, посвящённое вопросам реализации государственной культурной политики.
Публикуем фрагменты из стенографического отчета заседания.
Е. МЕЧЕТИНА: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые дамы и господа!
Мне бы хотелось взглянуть на нашу сегодняшнюю тему с точки зрения моего поколения.
Наше взросление пришлось на 90-е годы, когда многие уезжали из России. В некоторых сферах деятельности количество уехавших из страны моих сверстников было чуть ли не больше, чем тех, кто остался. Но ведь выбор – жить и работать дома, в своей стране, – это вопрос не только экономических условий жизни, но некое явление морального порядка.
Работая на родине, важно, с одной стороны, чувствовать свою нужность людям, а с другой стороны – и осознавать свою ответственность, свою роль в непрерывной цепи поколений, ответственность и перед нашими учителями, и теперь уже перед нашими учениками.
Если молодой человек знает, что в России он будет востребован по специальности, что ему будут созданы условия для развития и успешной работы, и не только в столицах, но и в регионах, то поток желающих попытать счастья в других странах сократится. Он уже сократился и частично даже направился обратно благодаря многим ярким проектам с участием молодых деятелей культуры, таким как, например, фестиваль «Крещендо», десятилетие которого мы недавно отметили.
А в идеале именно с помощью молодых специалистов надо решать те кадровые проблемы, которые сейчас очень остро стоят, особенно перед регионами. Не хватает молодых педагогов в детских школах искусств, не хватает артистов в оркестрах.
Задач стоит множество. Одна из важнейших – это преодоление культурного разрыва между столицами и регионами. Особенно это касается малых городов. Сегодня уже звучало об открытии сети виртуальных концертных залов. Это проект Министерства культуры и Московской филармонии. А ещё на несколько лет раньше такой же проект был успешно запущен филармонией Екатеринбурга. Теперь люди могут, благодаря современным технологиям связи, фактически присутствовать на лучших концертах.
Вчера, так же как и Владимир Ростиславович, я была на открытии великолепного филармонического зала в Олимпийской деревне. И я как профессиональный музыкант могу вам сказать: акустика там теперь одна из лучших в России. Этот зал был реконструирован за полгода при сравнительно небольших расходах. И мне кажется, эти затраты очень скоро окупятся сторицей не только в духовном плане, но даже и в экономическом.
Зал будет наполнен, люди будут покупать билеты. Таких залов нам бы в регионах побольше. Да, это, безусловно, потребует неких вложений, но даже в нынешний непростой период нам необходимо сохранять финансирование культуры. Иначе как мы сможем достигнуть тех целей, которые мы декларируем даже в Основах государственной культурной политики?
Ещё одна очень волнующая всех нас тема – это детское художественное образование. Наш народ всегда славился своим творческим подходом к жизни в целом, и в том числе поэтому наша страна исторически столь богата на гениев и в искусстве, и в науке. А закладываются основы творческого мышления в детстве.
Научно доказанный факт, что дети, обучающиеся в музыкальной школе, и по всем остальным предметам успевают лучше, и во взрослой жизни становятся успешными людьми в любой сфере деятельности. Поэтому детское образование нам очень важно и как в целом повышающее интеллектуальные способности человека, и как более узконаправленное, то есть для самых одарённых детей, для которых есть наши замечательные спецшколы. Это стратегический раздел нашей культурной политики, он направлен на несколько поколений вперёд.
Мы много говорим о том, что культура должна влиять на все сферы государственной политики и жизни общества. Очевидно, что ничто не способно эти вопросы решить лучше, чем художественное образование, чем привитие высокой культуры с самых юных лет, чтобы мы больше никогда не были вынуждены произносить слова про потерянные поколения и чтобы нам не утратить наших великих и поистине славных традиций в этой сфере.
Кстати, было очень важно услышать от Вас, Владимир Владимирович, слова о необходимости создания новых структур для решения вопросов, которые находятся на стыке разных ведомств. Наши спецшколы как раз хороший пример. Притом что абсолютно все понимают важность сохранения их уникальных образовательных программ, тем не менее даже внутри созидательных процессов иногда ещё возникают противоречия между ведомствами.
У нас уже звучала тема спецшкол на Совете по культуре, но фактически и до сегодняшнего дня жаркие дискуссии продолжаются по поводу утверждения образовательных стандартов. Но Министерство культуры на данный момент нам чётко обещало, что содержательная сторона профессионального образования никак не пострадает, будет полностью сохранена и непрерывность обучения, и его общий срок – 10 лет и 10 месяцев – с возможностью проведения творческих испытаний при приёме и в первый класс, и в пятый класс. И главное, это высокий профессиональный уровень обучения с первого класса. И мы все очень надеемся, что именно так и будет.
Возвращаясь к проблеме кадров в сфере культуры. К сожалению, закончив учёбу, молодёжь крайне редко возвращается в свои родные города. Не всегда созданы условия для привлечения молодых специалистов. Для них нет практически никаких преференций. В результате большинство сотрудников – пенсионного возраста. Этот вопрос требует очень срочного решения. Вероятно, нужно придумать некие механизмы, стимулирующие возвращение в регионы молодых специалистов – и в исполнительские коллективы, и в педагогические. Тем более что довольно часто люди совмещают и ту и другую деятельность.
Из конкретных соображений о том, что могло бы очень улучшить ситуацию, я могу, конечно, назвать предоставление служебных квартир. Это очевидное благо, это бы очень привлекло многих молодых работников, и даже из столиц в регионы.
Ещё есть одна идея, которую поддерживают многие мои коллеги. Идея состоит в том, чтобы молодому специалисту в сфере искусства предоставлять возможность выбора формы альтернативной службы, которая была бы связана с работой по специальности в отдалённых регионах, где остро ощущается нехватка кадров по данной специальности.
Раньше такая задача решалась через систему распределения, а сегодня могла бы решаться через альтернативную службу. Мне кажется, что такая система помогла бы заметно сократить и кадровый дефицит, и количество так называемых уклонистов.
В заключение мне хотелось бы сказать, что наше поколение хочет видеть культурную и творческую среду нашей страны современной, актуальной и важной частью общественной жизни, где весь накопленный российской и мировой культурой гигантский потенциал – это не просто привилегия для некой интеллектуальной элиты, а необходимая составляющая повседневной жизни каждого человека в нашей стране.
Весь мир сегодня живёт уже в новых условиях, в новой информационной среде, и сейчас как никогда важно, чтобы культура проявила свою буквально преображающую людей сущность. Понятно, что трансформация общественного сознания потребует очень серьёзных усилий, это не случится в одночасье, первые результаты появятся не так скоро, как бы всем нам хотелось. Но я уверена: нам надо настраиваться на долгую, упорную работу, чтобы цели, намеченные в принятых сегодня Основах государственной культурной политики, стали бы явью. Я нам всем желаю в этом успеха. Большое спасибо.
В. ПУТИН: Спасибо большое.
По поводу новых образовательных стандартов. Мы совсем недавно обсуждали это с коллегами, они, уверяю вас, не будут мешать развитию специальных школ, а наоборот, будут помогать, это в стандартах учитывается, так что здесь опасений никаких быть не может.
Е. МЕЧЕТИНА: Спасибо большое.
В. ПУТИН: Что касается детей талантливых, то мы будем создавать целую систему их поддержки, отбора, сопровождения. Я уже объявлял о дополнительных материальных мерах поддержки, о президентских грантах для молодых людей – абитуриентов, которые поступают в высшие учебные заведения.
Совсем недавно, может быть, вы слышали, есть идея создать такой детский центр новый на Чёрном море, в одном из объектов Олимпийских игр, где будут не только ребята заниматься, которые учатся в специализированных спортивных школах, но и в музыкальных школах, и в физико-математических. Так что у нас будут такие три хороших направления, и они будут вместе жить, общаться, вместе заниматься и спортом, и творчеством, и образованием. Думаю, что это очень интересная и востребованная сегодня структура.
А Вы сказали о том, что новый музыкальный центр, новый зал в Москве – по акустике один из лучших в России. А что же лучше?
Е. МЕЧЕТИНА: Я не возьмусь, я не специалист по акустике, но хороших залов у нас много, много и старых залов. Не много, но отдельные у нас «сокровища» есть. Но как приятно, что появляются и сейчас.
В. ПУТИН: Ясно. Думал, что «пошлёте шайбу» Валерию Абисаловичу. Приятно будет услышать…
Е. МЕЧЕТИНА: Чудесный зал.
В. ПУТИН: Валерий Абисалович, какой самый лучший зал у нас в России?
В. ГЕРГИЕВ: Самый лучший зал – это там, где выступают дети. И если мы продолжим тот процесс, который при Вашей огромной поддержке, моментальной поддержке, мы начали в этом году, – мы создали Сводный детский хор России. Для меня это, пожалуй, кульминация года. И не только потому, что трансляция шла на многие страны и миллиардная аудитория. Это был наш хор.
И я знаю, что за закрытием Олимпийских игр следили не только те, кто любит спорт, а те, кто хотели увидеть своих детей. Все регионы России были представлены. Я считаю, что надо попросить губернаторов, многих я знаю лично, не успокаиваться на достигнутом. Ведь представлены были по пять, по шесть человек от региона. И мы имели тысячный хор. Мне кажется, каждый регион должен иметь тысячеголосный детский хор как минимум. Я знаю, что многие уже с этой задачей справились. Поверьте, ничего более важного сегодня нет.
А залы появятся. Там, где звучит музыка, есть необходимость и потребность, её люди чувствуют. Не надо даже решений каких-то спускать. Там движение будет огромным. Люди не экономят на детях. Они знают, что это лучший вклад в будущее. И каждая семья станет нашим союзником, каждая семья. Я очень прошу всех эту задачу поддержать. И поверьте, я о многом мог бы сейчас говорить, но это самое главное.
А зал у нас действительно замечательный. Я вчера в 12 часов ночи ещё выступал в этом зале. И так получилось, что был громадный концерт. И там юные пианисты выступают, у нас ещё идёт фестиваль пианистов.
И, пожалуй, ещё самое острое. Если мы будем просить Вас о прямой поддержке и, может быть, прямых поручениях, чтобы объединить празднование 175-летия Петра Ильича Чайковского в мае и проведение очередного конкурса Чайковского в июне. Мне кажется, что такая громадная страна, как Россия, не может считать такой подобный юбилей и такой конкурс очередным явлением. Мне кажется, нужна концентрация. И вместе, совместив это ещё с 70-летием Победы, сделать мощнейший творческий, если можно так сказать, выстрел на весь мир.
Конкурс Чайковского – это своего рода музыкальная олимпиада, если мы хорошо это организуем, мировая. Молодёжь со всех стран стремится выиграть «золото» на этом конкурсе. И очень помогло бы такое прямое поручение, Владимир Владимирович.
В. ПУТИН: Спасибо. Давайте это сделаем. Я с Вами полностью согласен. И хочу присоединиться к тому, что сейчас сказал Валерий Абисалович по поводу детского хорового пения в регионах, это мероприятие массовое абсолютно и очень востребовано. Безусловно, будет вызывать интерес к творчеству, причём можно действительно широко внедрять это. Не требует особых финансовых затрат. И я, поддерживая то, что сейчас было сказано нашим выдающимся маэстро, хочу попросить коллег из регионов, руководителей регионов Российской Федерации подойти к этому самым серьёзным образом.
По поводу конкурса Чайковского полностью с Вами согласен. Мы его возродили несколько лет назад, и, конечно, нужно поддержать, особенно в юбилейный год для Петра Ильича.
А по поводу московского зала, Сергей Семёнович [Собянин], это городские власти вложили сюда необходимые средства?
С. СОБЯНИН: Это филармония. Нет, это федеральное, это Министерства культуры объект. Мы помогали с благоустройством, а они провели ремонт самого зала.
В. ПУТИН: Москва многое сделала за последнее время для развития, я имею в виду и зал музыки, несколько лет назад открытый, и другие объекты. В последнее время что было введено в Москве, Сергей Семёнович?
С. СОБЯНИН: Мы в основном занимались реконструкциями, Театр Бабкиной буквально недавно был введён, это хороший культурный объект. А так мы стараемся реконструировать все действующие культурные объекты, их за последние годы реконструировано десятки, приводим в порядок и театры, и филармонии, и другие объекты культуры.
Помимо этого в Москве существует большая программа восстановления памятников культуры. В год мы начали реставрировать около 300 памятников, в 2010 году, к примеру, их было всего десять, в том числе передачу за рубль в аренду памятников старых объектов, которые руинированы практически. А также большие средства привлекаются за счёт частных инвесторов, которые сегодня охотно идут в эту сферу в силу того, что к их владельцам предъявляются достаточно жёсткие требования и устанавливаются жёсткие сроки по приведению их в порядок.
В. ПУТИН: Как организован контроль за исполнением обязательств? Тем, кому передаётся в аренду либо даже в собственность?
С. СОБЯНИН: Устанавливается коммерческая ставка аренды, причём она устанавливается на аукционе, до тех пор, пока памятник не будет приведён в порядок. После этого устанавливается льготная ставка аренды. Таким образом, арендатор сам кровно заинтересован в том, чтобы памятник был приведён в порядок.
Мы со своей стороны в лице Департамента культурного наследия устанавливаем чёткие охранные обязательства и согласуем проект реконструкции объектов. Таким образом, есть и контроль, и заинтересованность инвестора как можно в более короткие сроки привести эти памятники в порядок.
В. ПУТИН: Спасибо.
По материалам kremlin.ru