Послесловие к путешествию Алексея Любимова и Алексея Ставицкого «Вверх по Волге».
«Мне по душе строптивый норов артиста в силе…»
Начало стихотворения Бориса Пастернака «Художник» звучит как эпиграф к двум счастливым дням, подаренным Саратову Алексеем Любимовым и Алексеем Ставицким – соавторами идеи путешествия «Вверх по Волге».
13 сентября 2023 года в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» в зале Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке состоялся сольный концерт Алексея Любимова, озаглавленный как «Уникальное путешествие через два столетия. Подлинность звука».
Первым подтверждением исторической подлинности события на сцене стали три музейных клавира разных эпох – Walter, Erard, Bluthner – своей благородной красотой, нежной цветовой гаммой словно отсылающие к венским аристократическим салонам.
Появление Алексея Любимова – от его яркого вступительного слова до прикосновения к сокровенной тишине ре-минорной Фантазии Моцарта, щемящих речитативов Семнадцатой сонаты Бетховена, таинственных гармоний Шуберта, Шопена – единодушно воспринято слушателями как живое чудо.
Волшебство подлинного звука, глубоко осмысленной ясной речи, горячего сердечного посыла большого художника Алексея Любимова незабываемо!
Эхо этого вечера — в ещё не остывших впечатлениях музыкантов.
Светлана Желтко:
«Недавнее музыкальное событие стало настоящим открытием для саратовской филармонической публики. С первых тактов Фантазии ре-минор Моцарта и до окончания концерта неповторимый колорит звучания удивительных инструментов 18-19 веков, одного за другим, держал в плену переполненный зал. Публика, привыкшая к яркому звуку современного рояля, затаив дыхание слушала обращённые к каждому говорящие фразы, поющие пассажи, пианиссимо «до мурашек», цезуры живого дыхания…»
Рая Алисова:
«Знакомство с уникальными инструментами открывает путь к музыке в её «собственном одеянии» (фраза самого Любимова), как бы очищая её от привнесенных звучанием современных роялей эффектов, что служит хорошим импульсом к перепрочтению знакомых произведений.
Концерты Любимова – послание и вызов музыкальной и слушательской культуре, профессиональному сообществу, призыв к тому, чтобы вывести мышление за рамки привычного, пробудить интерес к обнаружению смыслов, скрытых за текстами, в которых будто бы всё открыто и понято.
Лишь музыканту такого масштаба, исключительной смелости и интеллектуальной силы, как Любимов, удалось предложить решение – вдохнуть новую жизнь и вдохновить на поиски собственного пути в вечной классике»
Олеся Бажанова:
«Алексей Борисович Любимов хорошо знаком саратовской публике своими смелыми экспериментами в интерпретации современной музыки. Именно от него в свое время мы узнали о сочинениях для «приготовленного» рояля. На сей раз Алексей Любимов – признанный мэтр аутентичного исполнительства – подарил совсем иное. Какое же было наслаждение слышать неповторимую орнаментику Гайдна, импровизацинность музыки Карла Филиппа Эммануила Баха, оркестровость Сонаты Бетховена на точной копии хаммерклавира Walter, страстную речь рапсодий Брамса на рояле Bluthner 1868 года».
Игорь Виноградов:
«Особенно запомнилось исполнение Баркаролы Шопена. Чарующий эффект старинного Erard, его звучание обволакивало всё пространство филармонического зала. Это была сказка! Сохранилось удивительное ощущение от концерта, оно было похоже на осенний сад… Но время уносит всё дальше и дальше волшебное впечатление от короткого мгновения бытия».
Есть нечто символическое в том, что Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова – первая в российской провинции, первый музыкальный вуз на Волге – стала стартовой точкой на карте путешествия. В облике и акустике её Большого зала всё служит музыке, исполнителям, слушателям.
Здесь в разные годы играли Мария Юдина, Генрих Нейгауз, Лев Наумов, чьи имена навсегда связаны с профессиональным становлением Алексея Любимова. И сам он не раз выступал на этой сцене.
14 сентября именно здесь, в консерваторском цикле «Творческая мастерская. Диалог поколений» состоялось многочасовое общение профессора Любимова с педагогами и студентами всех музыкальных учебных заведений города и области. Непринуждённая артистическая атмосфера сохранилась в каждом из трёх разделов встречи с гостями.
Вместе со своим давним соратником Алексеем Ставицким, директором Музея фортепиано в городе Рыбинске, Алексей Борисович преобразил заявленную в афише лекцию-презентацию старинных инструментов в захватывающий диалог двух энтузиастов, досконально знающих все исторические этапы строительства и обновления фортепиано, от колыбели до известнейших концертных роялей наших дней.
Огромный опыт Алексея Вячеславовича Ставицкого – коллекционера, реставратора, хранителя, своеобразного «Доктора Айболита» отработавших свой век инструментов, безусловно, заслуживает большего внимания со стороны молодого поколения пианистов.
Мало кто знает, что путешествие «Вверх по Волге» с драгоценным грузом фортепианных раритетов Алексей Ставицкий провёл за рулём ГАЗели Музея, проехав по непростым российским дорогам более шести тысяч километров. Обязанности грузчика, настройщика, рабочего сцены и осветителя в некоторых залах добавляют штрихи к его портрету.
Дополнительная деталь – дорога в Петербург и обратно, чтобы привезти на Волгу восхитительный Walter, любезно предоставленный дирекцией оркестра musicAeterna. От первых же звуков этого хаммерклавира зал замер, когда Алексей Любимов, играя фрагменты известных опусов, демонстрировал тембровые и технические возможности, переходя от одного инструмента к другому.
Позднее, отвечая на вопрос, как ему удаётся так молниеносно приспосабливаться, менять манеру звукоизвлечения, он ответил, что за этим – навыки, приобретённые десятилетиями тактильного общения с инструментами разных эпох.
Болеславу Леопольдовичу Яворскому, выдающемуся учёному, организатору музыкального образования, принадлежит парадоксальная мысль: «Консерватория должна быть однофакультетным вузом. Это факультет музыкального мышления».
Мастер-класс профессора Алексея Борисовича Любимова может служить блестящим подтверждением этой идеи. Его универсальный педагогический опыт, необъятный концертный репертуар, энциклопедическая эрудиция, образная речь – всё служило заразительной атмосфере общения Мастера с молодыми пианистами.
Сочинения Моцарта, Бетховена, Шопена и Брамса, достойно исполненные студентами кафедры специального фортепиано, стали предметом полемических размышлений о важнейших слагаемых прочтения нотного текста, постижения замысла композитора, освобождения музыкальной речи от излишней власти привычных «строительных лесов» — тактовой черты и метронома.
Реплики Алексея Борисовича о цезурах напоминали афоризмы великих педагогов. Генрих Нейгауз: «Пауза – наивысшая музыка!», Натан Перельман: «Пауза – подводное царство музыки!»
Но самое впечатляющее, как всегда у Любимова, его прикосновение к инструменту. Словно в русской сказке о живой и мёртвой воде, своим одухотворённым интонированием Мастер возвращал только что прозвучавшим каллиграфическим ученическим фразам живое дыхание и яркий характер.
Василий Васин:
«В игре Алексея Любимова мы слышим историю человека, его переживания, его мысли. Фраза полностью подчиняется интонации речи. А главное, все инструменты пели. Пели как когда-то в руках Моцарта, Шопена, Шуберта. Каждая мысль Алексея Борисовича, произнесённая на этой встрече, каждая фраза, прозвучавшая на этих инструментах, были так близки и так знакомы, но в то же время, сродни удивительным открытиям. И всё это время было ощущение великого счастья. Счастье слышать в исполнении мастера потрясающую музыку. Безусловно, для Саратова это эпохальное событие»
Анжела Хачаянц:
«Это были два дня праздника… в любом смысле этого слова – ощущения отрыва от земли, радости, священнодействия. Если кто-то и пошел на исторические инструменты как в музей, то попал в «ловушку» Любимова, который устроил встречу со звуком как с чудом.
Трудно определиться – что впечатлило больше: три королевских инструмента еще до выхода маэстро, его лекция с показом звучания этих инструментов, глубокие, но абсолютно естественные замечания молодым на мастер-классе (ах, как же всё ясно и понятно – вот так – дыши и играй… а попробуй повтори?!) или его собственная игра. «Вверх по Волге» – вопреки течению, вопреки трудностям (и поперек исполнительского мейнстрима – быстрее, выше, сильнее!)
Такой подход, пожалуй, всегда отличал выбор репертуара, манеру Алексея Любимова. Но оказалось, что живая связь с инструментом, как организмом, и музыкой, которая в руках большого Мастера текла по его (инструмента) кровеносным сосудам, неся кислород, так, что всем становилось легче дышать – это и есть самый настоящий мейнстрим, и всегда им останется.
Мне показалось немыслимым пойти просто поздравить и поблагодарить Алексея Борисовича. Всё равно, что пойти и поблагодарить Солнце за то, что оно светит»
Высшей точкой творческой встречи в Большом зале консерватории стало возвращение пианиста после интенсивного мастер-класса к трём музейным клавирам, небольшой сольный концерт, но какой!
Как истинный художник, Алексей Любимов своим вдохновенным музицированием закольцевал, придал совершенную репризную форму задуманному концертно-просветительскому событию. Горячее дыхание музыки объединило всех. «Мне по душе строптивый норов Артиста в силе…»
Татьяна Кан