
Grand Piano Competition-2024 — последний и решающий день прослушиваний.
“КЗЧ уж полон, ложи блещут” – и в этот огромный блещущий зал первым номером выходит на сцену Чарли Шишюн Ву и дарит нам свой подарок, у него он – авторства Мендельсона, и называется – Концерт номер один соль-минор.
Играет взвешенно, объективно красивым переливающимся, звуком, фразы притом кое-где немного прямолинейны. Видим иного Мендельсона, чем вчера у Варвары Зарудневой. У неë он – более стихиен, а вторая часть – искреннее дыхание, отдохновение от бурь, лирическое высказывание одной человеческой души, у него же – покоящийся кристалл, клад, роскошный дворец из звуков на бархате тишины. Нечто более созерцательное и сингулярное.
Финал, впрочем, сыгран в очень большом темпе, но его стремительности несколько мешали психологические акценты на доли тактов, время от времени переходящие в физические. Хотелось более длинных дыханий и устремлëнных движений (именно движений, не темпов!)
Чарли очень искренен, трогателен, непосредственен, не скрывает смущения, когда не сразу находит дорогу от рояля – за сцену, после того как во второй раз пожимает руку концертмейстеру первых скрипок, а когда выходит на финишную прямую пути, подходит к нескольким виолончелистам оркестра поочерëдно и благодарит их от всей души.
А вот и Елисей Мысин. Что они нам приготовил? Ба, да это же фа-минорный концерт Шопена, ещë ни разу не звучавший в этом финале. Его вторая и третья части.
Елисей – лирический и тонко-чувствующий музыкант, демонстрирует во второй части красивый наполненный звук, искреннюю живую эмоцию. Которые, наверное, заиграли бы ещë более яркими красками, если бы привести выразительные средства фразировки к большему спряжению последней, подчëркиванию психологическую разницу фраз. Поляризовать надежду и разочарование, порыв и поникание, воодушевлëнность и тоску.
Финал получился вдохновенным, живым, разнообразный по настроениям, с тонкой элегантной шопеновской “ноткой” в его вальсово-мазурочной трëхдольности.
И потом – ещë один концерт Сен-Санса, уже третий по счету, но на сей раз – две последние его части. А за роялем Айторе Азаматулы.
Во второй части пианист берëт неожиданно спокойный темп, и это его спокойствие его – приятно, создаëтся впечатление, что это оттого, что исполнитель прекрасно владеет своими эмоциями в финале конкурса. Впрочем, потом это ощущение немного стушëвывается.
Финал естественен эмоционально, но как раз он мог бы быть чуть больше “с чувством, с толком, с расстановкой”, вспомнились мои вчерашние рефлексии по поводу “гарантированного ощущения бешенного темпа” при темпе небольшом и максимальной чëткости.
Ещë одна “новинка финала”, компактный яркий одночастный концерт Листа. Преподнëс его нам Захар Внутских, серьёзный музыкант большого масштабного пианиста и незаурядного благородства. И свойства эти интереснейшим образом отпечатались в несколько иной (более острой, а где-то неуловимой и зыбкой, а в целом яркой и виртуозной) “матрице” Листа, явив нам примеры, удивительных музыкантских открытий, в первую очередь лирических.
Некоторые из эпизодов напоминали подобные страницы Бетховена или Брамса, в частности -диалог фортепиано и кларнета в Главной партии концерта отослали вдруг к гениальной фортепианно-кларнетовой перекличке во второй части Первого до-мажорного фортепианного концерта.
Виртуозные места, в частности, финал, также были по-своему убедительны, в результате ноосфера (метафизическая фонотека, а также и обычная) листовских концертов пополнилась очень интересным экземпляров интерпретации. Браво, Захар!
По некоторым данным Моцарт написал свой ре-минорный концерт за один день. Вот так – один день и более двухсот лет плывут этому дню навстречу. А Лукасу Шишу идëт и этот композитор, и этот концерт, он себя чувствует в нëм естественно, что, согласитесь, в случае с Моцартом, исчезающе редко. Сыграл он нам первую его часть.
Начало фортепианной партии этого концерта знаменуется одной из самых искренних фраз, которые можно встретить в фортепианной литературе, настоящим человеческим голосом. Есть в ней и грустная, улыбка, и недоумëнное пожимание плечами, и выражение какой-то очень настоящей и трогательной нежности, и разочарование с сожалением, и даже скрытая безысходность, и ещë много-много чего — и сыграть еë так, чтобы в шести звуках уместилось и всë перечисленное, и ещë более того, задача не из лëгких – и точно не из рациональных. По тому, как пианист сыграет еë, будет виден его талант (или его отсутствие), словно на тарелочке.
Так вот, мне очень понравилось, как замечательный юный Лукас еë сыграл. А с ней – и всю часть концертп. Пожелания с моей стороны были, можно подумать о большем, например, внутреннем спокойствии, что улучшит некоторые показатели, но исполнение при этом было очень хорошим.
Третий концерт Прокофьева – ещë один новый “музыкальный участник” нашего финала. Мощный и очень масштабный, по сравнению с некоторыми другими – настоящий Юпитер в сравнении с Землëй. Играет его нам Цзыюй Шао. Большое яркое выступление с неусыпным ведением музыкальной мысли и выстраиванием формы, притом не без внимания к мелочам, столь важным в этом глубоко театральном произведении. Не замечали, кстати, что Моцарт и Прокофьев схожи своей склонностью “спрятаться, за театр”?
И завершила конкурсные прослушивания финала, а с ним и всего конкурса – лаконичная и гениальная ” Рапсодия на тему Паганини” Рахманинова в ярком, насыщенном, а с тем непринуждëнном исполнении Кирилла Рогового. Кирилл играет еë удивительно уверенно. Вот это ощущение, когда после тебя не играет уже никто — совершенно замечательное и дающее сил, разгоняющее исполнительский азарт, словно гравитация большой планеты — полëт космического зонда.
Отличное выступление и исполнение, творчески свободное, эмоционально разнообразное, волевое.
Осталось дождаться финальных результатов — и вместо комментариев игры впору станет поздравлять новых лауреатов и дипломантов конкурса!
Дмитрий Онищенко окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2006) и аспирантуру МГК (2009), где его педагогами были Юрий Лисиченко, Лев Наумов и Андрей Диев. В 2003–2004 гг. обучался также в Королевском колледже музыки в Манчестере (класс профессора Нормы Фишер).
С 2006 по 2013 годы совершенствовался в Высшей школе музыки в Ганновере (классы профессоров Владимира Крайнева и Арье Варди).
Победитель международных конкурсов Владимира Крайнева в Харькове, памяти Владимира Горовица в Киеве, в Энсхеде (Нидерланды), лауреат международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве (V премия), в Хамамацу (Япония, II премия), имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (II премия), в Сиднее (III премия) и других.
Выступал в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Польше, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Португалии, Италии, Швейцарии, Турции, Иордании, Китае, США, Японии, Австралии. Его концерты проходили на многих известных сценах.
Председатель жюри фестиваля-конкурса «Волшебство звука» (2015–2019); принимал участие в работе жюри конкурсов «Музыкальная шкатулка» в Верхней Салде (2010–2018), Vivat Music в Москве (2019–2021), «Музыкальная провинция» в г. Щёкино и других. Проводит мастер-классы в ряде стран мира.