5 марта 2011 в шведском городе Умео для представителей прессы европейских государств и членов шведской королевской семьи на сцене “Норрланд оперы” состоялся премьерный показ спектакля “Отелло” Верди в постановке художественного руководителя Московского музыкального театра “Геликон-Опера” Дмитрия Бертмана.
Дмитрий Бертман много работает в Швеции. Он поставил три спектакля на сцене Шведской королевской оперы, в том числе оперу Джордано “Андрэ Шенье”.
Шведский город Умео станет культурной столицей Европы в 2014 году, а Дмитрий Бертман станет первым россйским режиссером который откроет новый творческий сезон постановкой оперы Вагнера ” Парсифаль”.
“Норрланд опера” в Умео была основана в 1974 году, и в настоящий момент является главным культурным центром Норланда, объединяющего этим названием третью часть территории всей Швеции. Хотя для русских музыкантов это название известно, в первую очередь, по названию оперы М. Иполлитова-Иванова “Оле из Норланда”.
“Отелло” Верди в “Норрланд опере” делала интернациональная команда. Режиссер-постановщик – Дмитрий Бертман. Дирижер спектакля – музыкальный директор “Норланд оперы”, многообещающий британский дирижер Рамон Гамба, известный своим интересом к новой опере и современному прочтению классики.
Отелло – тенор Рональд Сэмм, певец, родившийся в Тринидаде и получивший образование в Англии, сейчас исполняющий эту партию по всему миру. Дездемона – известная шведская певица (сопрано), родившаяся на Украине и получившая музыкальное образование в Швеции, Мария Фонтош.
Яго – шведский баритон Косма Рануер. В остальных партиях – Андерс Хаканссон, Ульрик Квалле, Эдвиг Хассельстрём, Ларс Мартинссон, Ханс Эрик Сундстрём. Художник – Астрид Янсон. Свет – Мария Рос Пальмклинт. Хореография – Эдвальд Смирнов.
Вот что говорит Дмитрий Бертман о спектакле:
“Мы подходим к этой истории с позиций XXI века. Наша концепция исходит из того, что больше нет сугубо частной, личной жизни, особенно если человек, хоть в малейшей степени, является публичной фигурой.
История Отелло полна секретов, подслушивания, подглядывания, инициированного помешанным на своей обиде, маниакальным Яго. Таинственная атмосфера постепенно нагнетается в этой трагедии, будто в триллере.
Почему Дездемона наперекор отцу пошла за человеком, которого она едва знала? Почему Отелло на вершине успеха и власти так легко угодил в ловушку Яго? Почему Яго, быстро получив вожделенный пост, не остановился в своей мести, но постарался погубить не только конкурента Кассио, но Отелло и Дездемону?
У каждого из героев есть своя тайная страсть или слабость, которая грозит скандальным разоблачением, поскольку волей судьбы все они оказались на виду. И чем тщательнее ее пытаются скрыть, тем разрушительней последствия”.