Художественный руководитель московского музыкального театра “Геликон-Опера”, народный артист России Дмитрий Бертман выступил в воскресенье в концертном зале “Зарядье” с открытой лекцией “И не только про оперу”.
По мнению маэстро, интерес молодежи к операм Джоаккино Россини и Джузеппе Верди можно объяснить тем, что в их произведениях можно услышать элементы рэп- и поп-музыки.
“Почему сегодня на оперу ходит молодежь? Возьмите Джоаккино Россини. Моментами это же рэп! А взять того же Джузеппе Верди! Не начального, а более зрелого. Это же чистая поп-музыка! Это ведь Игорь Крутой 19-го века!”
– сказал Бертман.
По его словам, в мире наблюдается ренессанс оперы, которому способствует век информатизации. Кто сегодня будет читать “Даму с камелиями” Дюма, если проще сходить на “Травиату”, полагает Бертман.
Он рассказал, как сам влюбился в оперу, – с малых лет мама народного артиста России Людмила Жумаева, которая и сама присутствовала на лекции, водила Диму в Большой театр, а также в Театр Станиславского и Немировича-Данченко, а еще в Московскую консерваторию – на концерты Гилельса, Рихтера, других великих музыкантов.
Из всех музыкальных искусств самое большое впечатление на маленького Диму произвела опера.
“В опере почти всегда кто-то умирает, и вот когда меня не брали на спектакль, оставляя делать дома уроки, я начинал плакать: “Как же так, там без меня кто-то умрет”
– сказал Бертман.
И, конечно, впечатление на мальчика производили необычные, а иногда и диковинные герои опер – рыцари, принцы, короли.
Интересные встречи
По окончании ГИТИСа Бертману никто работы не предложил, и именно тогда, в 1990-м, он с товарищами и создал театр “Геликон-опера”.
Дмитрий Бертман: “Чувствовал, что стану предателем, если уеду из России”
Публика приходила самая разная. Людей, в частности, привлекало то, что ставили в “Геликоне” оперы Игоря Стравинского.
Бертман вспомнил, как он и его пятеро однокурсников – выпускников ГИТИСа, только что создавших оперную труппу “Геликон”, начинали играть спектакль в Доме культуры медиков в Москве в один из зимних вечеров 1990 года.
“В зале никого! Начинать или нет? И вдруг раздается стук шагов, и, о Боже! В зал входят Святослав Рихтер и Нина Дорлиак! Они просто увидели объявление на входе, написанное гуашью, и зашли. И мы играли спектакль только для них! После чего Рихтер и Дорлиак не раз приходили в “Геликон” на спектакли”,
– рассказал народный артист.
Он также признался, что не всегда занимался только музыкой, в начале 1990-х приходилось подрабатывать и водителем.
“Еду однажды вечером, вижу – стоит женщина на морозе, голосует. Куда, спрашиваю. В ЦДРИ [Центральный дом работников искусств], говорит.
Оказывается, это была Валентина Талызина. До сих пор с ней дружим”,
– поделился Бертман.
По завершении лекции корреспондент ТАСС задал мэтру вопрос о том, какое место опера занимает в программах проходящего в стране Года театра.
“Самое почетное”,
– ответил Бертман.
“Ведь опера соединяет в себе все виды сценического действа – музыку, драму, танец и так далее. И вообще, опера в России сейчас на подъеме и я верю, что так будет всегда”,
– заключил он.
Евгений Верлин, ТАСС