Меня иногда спрашивают, как можно слушать одно и то же сочинение столько раз? Отвечаю: не только можно, но и нужно! И вот почему: ни один человек с первого раза не сумеет понять всех глубин, заложенных в музыку автором.
Но и у меня бывают моменты сомнений. Честно признаюсь, что когда я в n-ый раз иду слушать, например, какую-либо из трех последних симфоний Чайковского, или четыре самые шлягерные сонаты Бетховена: Патетическую, Лунную, Аврору или Аппассионату, или еще что-то в этом роде, зловредный внутренний голос демона-искусителя с омерзительными интонациями всю дорогу нашептывает мне: «Неужели слушая музыку уже более 60 лет, ты надеешься услышать что-то новое в интерпретации Чайковского, Бетховен, Шопена etc.?
Но я уверен, что как любой демон, он лжет, ибо должность у него такая. Моя же практика свидетельствует об обратном: новое можно услышать иногда там, где и не ожидаешь. Но я согласен слушать если и не новое, то хотя бы просто хорошее исполнение, но в зале, с живым оркестром или солистом! Мне нередко не самое совершенное, даже с ошибками, но живое исполнение дает больше, нежели самая совершенная запись!
Эта преамбула имеет свою причину. 14 января 2015 г. я был в БЗК на концерте Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, которым дирижировал его бессменный со дня основания главный дирижёр Анатолий Левин. Меня интересовали два солиста из Южной Кореи: пианистка Ким Хенг Гю и скрипач Ян Сон Сшик. Концерт был посвящен 25-летию установления дипломатических отношений России и Республики Корея.
Мне понравились оба солиста. Ким Хенг Гю может быть не так уж мощно и разнообразно по фортепианной музыкальной палитре сыграла 12-й фортепианный концерт ля мажор Моцарта (К. 414), но слушать Ким Хенг Гю мне было интересно потому, что исполнен концерт был с отменным вкусом, очень чисто, изящно, все пассажи были выиграны ровно, и артикулированы самым тщательным образом.
Великолепно, ярко и с блеском исполнил Скрипичный концерт Мендельсона Ян Сон Сшик, который успешно избежал излишней сентиментальности, в которую нередко впадают многие исполнители. Ян Сон Сшик исполнил заигранный концерт с благородной сдержанностью.
На Пятую Чайковского я остался по привычке дослушивать программу до конца. Но именно это исполнение произвело на меня самое сильное впечатление в программе концерта, да и не только этого концерта, но вообще в ряду исполнений Пятой симфонии Чайковского, слышанных за последние годы.
И это впечатление произвело не что-то новое, чего и не было в этом исполнении. Скорее наоборот, Левин успешно попытался привести симфонию в первозданное состояние, убрав множество ретушей из её текста. Он даже дирижировал симфонию по новой партитуре, на которой ретушь вообще отсутствовала, т. е. близко к уртексту.
Главное, что удалось Анатолию Левину в этой интерпретации, это необычайно крепко выстроенная форма и ее цельность на всем протяжении симфонии, все части которой были объединены единым нервом. Произошло редкое чудо: слияние в одно целое музыки, оркестрантов и дирижёра. Я давно не слышал такого вдохновенного исполнения Пятой симфонии Чайковского. Безусловно сказалось то, что недавно оркестр вернулся из японских гастролей, в ходе которых Пятая была исполнена несколько раз одним и тем же составом оркестра.
В условиях Москвы такое случается крайне редко – состав оркестра весьма лабилен, поскольку зарплата в оркестре вынуждает оркестрантов подрабатывать «на стороне». Нередки случаи, когда на репетиции приходят одни музыканты, а в концерте играют другие. Вообще для меня остается загадкой, каким образом Левин в этих непростых условия добивается весьма хорошего качества звучания оркестра. И тем не менее, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории звучит хорошо. Сегодня этот оркестр входит в число лучших симфонических коллективов столицы.
Владимир Ойвин
Ким Хенг Гю окончила Сеульский национальный университет, затем обучалась Институте искусств в Берлине (класс профессора Г. Ролофа), совершенствовалась у знаменитой пианистки М. Китчин в Лондоне. Регулярно выступала как приглашенный солист с Лондонским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестром Би-Би-Си.
Ким Хенг Гю гастролировала во Франции, Швейцарии, Финляндии, Индии, Югославии, Испании, Германии и Японии выступая с местными оркестрами. Живя сейчас в Сеуле, продолжает сотрудничество с ведущими оркестрами мира, в том числе с Берлинским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Белградского радио, Роттердамским филармоническим оркестром, Мельбурнским симфоническим оркестром Академческим симфоническим оркестром Московской филармонии, Хельсинкским филармоническим оркаестром, орестром The Cityof London Sinfonia и др.
Ян Сон Сшик окончил Сеульскую высшую национальную школу музыки и танца. Затем продолжил обучение в Гилдхоллской школе музыки и театра (Великобритания) в классе профессора И. Нимана. Является лауреатом многих престижных международных конкурсов, в том числе имени Н. Паганини, имени М. Лонг и Ж. Тибо, имени Липицера. Ян Сон Сшик в 1988 стал победителем Международного конкурса им Карла Флеша. Гастролирует в Германии, Великобритании, Италии, Испании, Франции и многих других странах, выступая на сценах Вигмор-холла (Лондон), зала Гово (Париж), зала Меркина Нью-Йорк).
Как солист выступал с Королевским шотландским национальным симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Великобритании, Лондонским симфоническим оркестром Би-Би-Си, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии.
С 2009 года – профессор скрипки в Католическом университете Тэгу (Республика Корея). С 2011 г.– художественный руководитель Erato Encemble.