В понедельник в Вологде состоялся концерт мировой знаменитости: на сцене музыкального колледжа выступил один из самых талантливых российских пианистов Денис Мацуев.
На репетиции перед концертом Денис Мацуев опробовал рояль и остался вполне доволен.
Вообще-то, большую часть своих концертов он дает, играя на эксклюзивных роялях японской фирмы «Ямаха», которая выбрала его своей эмблемой; но в Вологде к его услугам был великолепный Steinway музыкального колледжа. И все же это немного не то: не ньюйоркский «Карнегихолл» или «Альбертхолл» в Лондоне. Это… лучше.
В послужном списке Дениса аншлаги в самых престижных залах планеты. Однако концерт в Вологде (так же, как в Екатеринбурге, Самаре, Питере) — это, по словам Мацуева, несравнимо ответственнее, важнее и приятнее, чем любое выступление за границей. Поэтому музыкант старается хотя бы один месяц в году проводить в поездках по российским городам.
Денис Мацуев впервые выступал в Вологде на одной из своих первых гастролей, сразу после победы в конкурсе «Новые имена», — так что в какомто смысле это было возвращение в юность. Перед выходом на сцену он ответил на вопросы корреспондента «Речи».
— Русская публика — самая сложная, непонятная, загадочная, — в начале интервью Денис Мацуев продолжил размышления на тему особенностей российского и иностранного зрителей.
— Можно в одном городе иметь большой успех, но это совершенно не означает, что то же самое будет в следующем городе. Русскую публику надо брать «кровью», это самое сложное, что есть на свете. Если ты сумел с этим справиться, ничего не страшно.
— Сегодня вы исполняете Стравинского, Листа, Чайковского. Почему именно такая программа?
— «Времена года» Чайковского — это целый период в моей жизни. Я очень люблю эту музыку. Она гениальна. Но на Западе ее никто не знает, я ее пропагандирую, и успех фантастический всегда. В Вологде я эту программу еще не играл.
— За границей продюсеры диктуют условия, афишу?
— Естественно, я играю миллион раз концерты Чайковского, Рахманинова, потому что на это идет зритель. Зритель идет только на имя и на программу. Если ты неизвестный исполнитель и играешь неизвестные произведения, будет провал. Но я могу себе позволить выдвигать свои требования и играю то, что хочу.
— Совсем недавно вы организовали новый фестиваль для молодых исполнителей «Крещендо». Он проходит в разных городах мира. Чем должен отличаться город, чтобы стать местом проведения фестиваля? Есть ли шансы у не самых больших городов — таких, как Вологда или Череповец?
— Безусловно. Крещендо — от итальянского «нарастание». Но нам не удалось сделать нарастание, потому что мы стартанули сразу. У нас очень сильная команда — новое поколение русской исполнительской школы. Вслед за Гергиевым и Башметом идет смена, за которую не стыдно. Мы хотим это показать. Конкурс проходил в Москве, Петербурге, потом будут Екатеринбург, Париж… Я надеюсь, до Вологды черед тоже дойдет.
— Вы даете огромное количество концертов, подписали контракт с солидной фирмой (BMG Russia, представительство одной из крупнейших звукозаписывающих фирм мира SONY BMG Music Entertaiment). Классическая музыка может быть хорошим бизнесом?
— Нет. Это заблуждение. Никто не может дать рецепт того, как сделать международную карьеру и тем более — российскую. К сожалению, законы шоубизнеса пришли и в классическую музыку, из-за этого огромное количество музыкантов не востребованы.
Когда родители отдают ребенка учиться, а таланта нет, нужно сразу говорить ему об этом. Потому что есть множество примеров, когда люди оканчивают консерваторию, кладут всю жизнь на это и остаются не у дел, и это огромная трагедия нашей профессии.
Другое дело, когда талант не востребован — для этого и существует «Крещендо». Классическая музыка изначально убыточна, это элитарное искусство, которое привлекает очень небольшое количество публики по сравнению с попмузыкой или роком. Деньги на этом невозможно заработать.
Алексей Варламов, газета “Речь”