На концерте старейшего в мире джазового оркестра.
«Московская осень» завершилась. Концерт Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема оказался предпоследним в программе фестиваля. Коллектив этот считается мировым рекордсменом-долгожителем среди биг-бэндов. Шутка ли, в этом году ему исполнилось 90 лет!
В истории оркестра были разные, в том числе – весьма драматические страницы, но сегодня у нашего коллективного «джазового дуайена» наступил едва ли не самый благополучный период в его долгой и в общем счастливой жизни. Не последнюю роль тут сыграл нынешний художественный руководитель, легендарный бэнд-лидер, пианист и композитор Борис Фрумкин.
Концерт показал, что оркестр находится в хорошей «музыкально-спортивной форме». Звучание групп, особенно саксофонов – сбалансировано, некоторые солисты демонстрируют неплохую исполнительскую технику, а также отменное владение джазовой традицией. Репертуар коллектива – большой и разнообразный.
При этом два отделения оказались непохожими друг на друга. И не только в плане музыки. Иной раз создавалось впечатление, что на сцене Дома композиторов играл не один, а два биг-бэнда.
В программе первого отделения был представлен репертуарный «срез» оркестра примерно за семьдесят с лишним лет. Прозвучали пьесы его отца-основателя – Олега Лундстрема, в которых отозвалась американская джазовая классика середины ХХ века, а также русская и советская музыка от Сергея Рахманинова до Исаака Дунаевского. Очень свежо слушался ориентальный «Бухарский орнамент» (1967), который в свое время выглядел иллюстрацией лозунга о «дружбе народов», а сегодня воспринимается как виртуозная звуковая трансгрессия в духе world music.
Обратили на себя внимание две пьесы замечательного композитора, пианиста и педагога Юрия Маркина, недавно ушедшего из жизни. Четырехдольная обработка Вальс-фантазии Глинки и балладная версия «революционного» этюда Скрябина еще раз показали, насколько плодотворны идеи джазовой рецепции русской музыкальной классики.
Пьеса самого Бориса Фрумкина из сюиты «Двенадцать месяцев» ярко завершила первое отделение. Сыграна была оркестром с азартом и драйвом!
После антракта в основном звучали аранжировки, сделанные для оркестра в 80 – 90-х годах прошлого века выдающимся музыкантом Виталием Долговым, главным образом – его версии композиций Дюка Эллингтона. Эти партитуры некоторое время назад странным образом исчезли из библиотеки оркестра, и барабанщик Владимир Журкин буквально «по крохам» собрал и восстановил эти блестящие работы.
Партитуры Виталия Долгова всегда звучали современно и даже в каком-то смысле опережали свое время. Его оригинальное гармоническое и ладовое мышление, плотное и яркое звучание аккордовых прогрессий, полифоническая жизнь оркестровой фактуры, – все это производит и сегодня сильное впечатление.
Однако для того, чтобы передать это богатство, недостаточно одного энтузиазма, а он у музыкантов и Владимира Журкина, который во втором отделении «рулил» оркестром, очевидно был. Необходим постоянный слуховой контроль за сложнейшим музыкальным процессом. А контроль этот не всегда был на высоте. Иной раз казалось, что оркестр звучит в некотором звуковом «расфокусе», жестковато и без важных нюансов.
Короче говоря, впереди у оркестра – большая работа, цель которой – сыграть партитуры Виталия Долгова именно так, как они должны звучать в идеале!
И последнее. Если на некоторых вечерах «Московской осени» зал Дома композиторов не всегда был полон, то на концерте камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема случился настоящий аншлаг. Слушатели, среди которых были не только бывшие посетители кафе «Синяя птица» и «Молодежное», но и вполне молодые люди, стояли в проходе, сидели на ступеньках и даже умещались по двое в одном кресле!
«It Don’t Mean a Thing If It Ain’t Got That Swing». В хорошем смысле!
Григорий Шестаков