Свершилось. Россиянка Анна Нетребко, самая знаменитая певица планеты, впервые приняла участие в спектакле Большого театра.
Это был самый долгожданный дебют XXI века. За последние 10 лет редкая пресс-конференция директоров Большого театра (Анатолия Иксанова сменил Владимир Урин) обходилась без вопроса «когда в Москве споет Нетребко?».
Особенности планирования сезона в Большом (верстается на один-два года вперед, редко на три, долгосрочным планам мешала и затянувшаяся реконструкция основной сцены) и расписания звезды, чей календарь составлен вперед лет на пять, очевидно, были камнем преткновения, ведь постановка оперы – это, как правило, полтора-два месяца работы.
А могло бы все сложиться иначе. В 1993 году столица не разглядела – или по-снобски подняла нос (слишком юна!) – 22-летнюю победительницу Конкурса имени Глинки, который патронировала в то время Ирина Архипова.
Само состязание проходило в Смоленске, а вот финальный концерт – на Исторической сцене Большого театра (а Новой тогда еще и в планах не было). Студентка Санкт-Петербургской консерватории попытала счастья в Мариинском театре – сильный интуицией Валерий Гергиев будущую звезду почувствовал.
О том времени сегодня уже сложены легенды – одна, в духе советской кинокартины, гласит, что Аня работала уборщицей и маэстро случайно ее услышал, другая, уже более правдивая – что будущая примадонна прослушивалась на роль Барбарины из «Свадьбы Фигаро», второстепенного персонажа с одной-единственной арией, а получила главную – Сюзанны.
С тех пор Анна успела спеть на всех лучших сценах, и не только – засветилась даже на сомнительных для оперной звезды проектах вроде «Новой волны». Но вот в спектаклях Большого не пела ни разу.
Та же история, кстати, и с Дмитрием Хворостовским. Российский баритон, обласканный публикой всего мира, должен был дебютировать в Большом в декабре – но болезнь, увы, помешала ему принять участие в спектакле «Дон Карлос».
Для дебюта в Большом певица выбрала оперу Пуччини «Манон Леско». Для нее это знаковая опера, и не только в творческом плане. Несколько лет назад во время работы над постановкой «Манон Леско» в Риме она встретила своего будущего мужа, тенора Юсифа Эйвазова. Кстати, дуэт Манон и кавалера де Грие они уже пели в Большом – на гала-концерте в честь Елены Образцовой.
Видимо, тогда и состоялись первые переговоры с нынешним директором театра Владимиром Уриным. Не исключено, что решающим аргументом для Нетребко стало и приглашение в качестве партнера Эйвазова – ни в Метрополитен, ни в Венской опере, ни в Париже вместе они до сих пор не пели: видимо, тенор пока не обладает тем статусом, который позволяет интендантам ставить его в пару к примадонне.
Историю маленькой девочки, не выпускающей из рук куклу, превратившейся во взрослую страдающую женщину, поставили для Нетребко режиссер Адольф Шапиро, художница Мария Трегубова и дирижер Ядер Биньямини.
Билеты на премьеру (певица спела три спектакля) были раскуплены, разумеется, в мгновение ока. Певица намекнула в интервью, что не прочь спеть еще одну серию спектаклей. Можно надеяться, что это случится в наступающем году.