Ежегодный фестиваль Музея изобразительных искусств «Декабрьские вечера» завершается в столице, в этом году уже в 35-й раз.
Смотр с таким стажем обладает собственными традициями – в данном случае это сочетание камерного формата и высокого статуса приглашаемых исполнителей. В финале нынешних «Вечеров» играют два пианиста – фавориты двух последних Конкурсов имени Чайковского. Сегодня вечером за рояль сядет Люка Дебарг, а выступление Даниила Трифонова уже состоялось. Музыкант построил программу концерта как размышление на тему фестиваля – «Вечное в искусстве».
«Декабрьскими вечерами» Пушкинский музей закрыт. Войти сюда можно только по билетам на фестиваль. Это рихтеровское детище во многом постоянно – музыка, картины и всегда переполненный Белый зал. Даниил Трифонов тоже оказался верным традиции – на «Вечерах» уже в третий раз и, как всегда, волнуется.
«Конечно, идет волнение, но оно такое еще оттого, что уже не терпится выйти на сцену и выразить эту музыку»,
– говорит пианист Даниил Трифонов.
Спасает от волнения, как говорит пианист, только хороший рояль. А в этом зале он очень хороший, как раз для премьеры новой программы. До этого ее слышали только в Японии. Программа сложная и романтичная. Даже Чакона Баха звучит в транскрипции Брамса – он написал ее для левой руки. Исполняется она крайне редко – не каждый пианист может сыграть одной левой.
«Транскрипция довольно виртуозная. Обычно есть возможность балансировать между правой и левой, а здесь все играет левая рука. Притом, иногда приходится даже опираться правой рукой о рояль, чтобы, например, форте не звучало натужно, чтобы было естественное распределение веса»,
– объясняет Даниил Трифонов.
Даниилу Трифонову нет и 25, но весь музыкальный мир делает на него большие ставки. Он уже победитель самых громких конкурсов и собирает лучшие залы мира. В его концертном графике нет и минуты, но «Декабрьские вечера» пианист не пропускает. В качестве слушателя, конечно, не приходит – времени нет, да и на картины толком не смотрит – в его голове только музыка.
«Во время выступления стараешься сфокусироваться на музыке, чтобы ничего не отвлекало»,
– говорит Даниил Трифонов.
Из новой программы самой сложной считает сонату Шуберта. Даже для такого романтика, как Даниил Трифонов, она очень медленная и лиричная. Но, судя по реакции взыскательной публики, он справился и в этот раз.