Большой театр завершил свой лондонский сезон – как и 60 лет назад, с аншлагами, под гром аплодисментов.
Три недели, пять спектаклей, 270 артистов – это турне стало масштабным событием не только для московского театра, но и для британской столицы.
«Обладатель львиной гривы, развязными манерами напоминающий Марлона Брандо»,
– так описывает Владислава Лантратова The Daily Telegraph. И «завораживающая» – это уже The Guardian – Екатерина Крысанова –
«в дерзкой и остроумной интерпретации Жана Кристофа Майо – “Укрощение строптивой” на музыку Шостаковича».
Эксклюзив Большого, специально для театра поставленный руководителем балетной труппы Монако.
«Я счастлив и горжусь работой с Большим театром: вижу историю в мельчайших деталях – с каждым поворотом головы, с каждым движением. Чувствую себя невидимкой, который проник в тело танцовщика и танцует вместе с ним. Это удивительно»,
– признается хореограф-постановщик, художественный руководитель Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо. Балет удостоен «Золотой маски», его полюбила Москва, а теперь покорен и Лондон: «Неистово смешная битва полов. Ни одной минуты этого спектакля зритель не тратит зря!».
«Русские возвращаются, отмечая 60 лет с первого взятия Лондона штурмом»,
– констатирует The Independent, вспоминая промозглую осень 1956-го, жителей британской столицы, кутающихся в пледы ночи напролет в очереди у Королевской оперы – в надежде «достать» билет на выступление артистов Большого театра. Галина Уланова тогда заставила англичан забыть даже о королеве! Перед началом спектакля зрительный зал приветствовал Елизавету Вторую. Так же чинно монарха должны были проводить. Но после «Жизели» зрители бросились к сцене, вызывая и вызывая Уланову на бис. Королева ушла незамеченной.
Танцовщица с идеальными пропорциями, лицо Большого театра – Светлана Захарова. Ее фотография – на афишах у входа в Ковент-Гарден.
«Ты же в Ковент-Гардене, в Королевском театре сейчас танцуешь! Для Англии это, как Большой театр для нас, для русских. Театр с огромной историей, с прекрасными артистами, которые сейчас здесь танцуют, раньше танцевали»,
– делится народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Только для одного «Дон Кихота» московские костюмеры привезли 15 дорожных сундуков.
«Мы возим теперь костюмы не в ящиках, а в кофрах, которые делают наши мастерские. Все нам завидуют и срисовывают с нас. Костюмы можно привозить в подвешенном состоянии, как в шкафу, они меньше портятся»,
– рассказывает художник Большого театра Елена Зайцева. Пять спектаклей, три недели, и, несмотря на аншлаг, волнение до последнего: другая публика.
«Здесь возраст гораздо выше тех, кто ходит на спектакли Большого театра – люди более состоятельные, так я понимаю, и молодежи не так много. В основном – старшее и среднее поколение»,
– отмечает генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Торжества удались. «Бриллиантовые» гастроли довели лондонцев до восторга, с трудом описываемого словами. Публике вторят критики:
«забыты скандалы, отвратительное “кислотное” нападение, коллектив Большого театра выглядит очень сильным».