Новый концертный сезон открыла в Бетховенском зале Молодёжная оперная программа Большого театра России (художественный руководитель – профессор Дмитрий Вдовин).
13 октября 2015 года её артисты вместе с итальянскими гостями-стажерами программы выступили в концерте романсов Михаила Глинки из цикла «Антология русского романса».
В этом концерте мы познакомились, кроме итальянских участников, еще и с артистами нового приема – пятью девушками и двумя мужчинами. Педагогом-репетитором Антологии является Семён Скигин.
Первое отделение было отдано романсам на стихи русских поэтов. В нём пели артисты молодёжной оперной программы Большого. Естественно, когда в одном концерте поют новички и те, кто уже успел поучиться год или два, трудно ожидать у всех успешного выступления. Но в такой программе полезны даже неудачи. Становится очевидным направление работы.
Участие в Молодёжке это еще только аванс, который необходимо отрабатывать тяжким, иногда и длительным трудом. Таким авансом, мне кажется, было включение в программу сопрано Василисы Бержанской. Её бурный темперамент и огромный голос, может быть, и хорош для прохождения в финал «Большой оперы», но никак не годится для камерного пения. Баркарола «Уснули голубые…», вся построенная на полутонах, у неё не получилась. Обуздать ее бьющую через край энергию задача непростая и, в первую очередь, для нее самой.
А вот тенор Богдан Волков спел Рыцарский романс («Прости, корабль взмахнул крылом…»), можно сказать, про себя – всю программу он прошел «со щитом». Нельзя не отметить у него отточенную фразировку и прекрасную дикцию. Очень по-своему Волков спел «Я помню чудное мгновенье…». Особо ему удалась украинская песня «Не щебечи, соловейку…», который мог у кого-то даже выжать слезу. Финальный дуэт «Не искушай меня без нужды…» Волков вытянул только собственным личностным исполнением – ансамбля с Мартой Данусевич не получилось.
Неудачно выступил в этот раз бас Александр Рославец. В его «Попутной песне» не хватало энергетики в начале, и лиричности, кантилены в середине. А в его «Сомнении» («Уймитесь волнения, страсти…») волнения и страсти видимо уже унялись и оставили меня совершенно равнодушным.
Зато все три баритона: Илья Кутюхин, новобранец Константин Сучков и Александр Киреев выступили, в основном, удачно. Илья Кутюхин, открывший концерт романсом «Болеро» («О, дева чудная моя…»), в любом случае доставляет удовольствие самим своим красивым баритоном. Но ему не всегда хватало широты дыхания, а в романсе «К Молли» («Не требуй песен от певца…») хотелось бы несколько большей внутренней свободы.
Дебютант Молодёжной программы К. Сучков, исполнивший романс «Не говори, что сердцу больно…», обладает ярким, полётным голосом, но при этом чувствуется, что он еще не прошел школу хорошего вкуса, которая воспитывается в течение учебы у многих артистов Молодёжки.
Александр Киреев – баритон милостью Божией. Все при нём – и красота голоса, и отменная вокальная техника, и хорошая дикция. Ему одинаково удались и оба весьма бравурных романса «Победитель» («Средь красавиц светлооких…») и «Мэри» («Пью за здравие Мэри…»), и грустная украинская песня «Гуде вiтер…».
Одно из самых сильных впечатлений вечера это знакомство с ещё одним новичком Молодёжной оперной программы грузинским басом Годердзи Джанелидзе. У него огромный и могучий бас – я давно ничего подобного не слышал. Могу сравнить его только с Матти Талвелой.
У него редкий по нашим временам тембр – бас профундо или в церковных хорах таких называют «октавист», да и там они сейчас почти вывелись. Но голос у Джанелидзе ещё очень красивый и при всей его мощи мягкий, пластичный. Плюс ко всему у него великолепная внешность: высокий, стройный. Держится на сцене благородно сдержано. Вот бы услышать Джанелидзе в новой постановке «Иоланты» – это был бы царственный Король Рене.
Жаль, что он спел только один романс и тот на итальянском языке «Dovunque il guardo giro» («Куда ни взгляну»). Дмитрию Вдовину предстоит непростая задача – огранить этот огромный голос, развить вкус и чувство ансамбля. Если все это удастся, то вскоре можно будет ожидать, что на Джанелидзе будут ставить спектакли. И чем быстрее, тем лучше, а то его быстро увезут на Запад.
Женский состав концерта был более неровен. Безусловно, лучшим в нём была Екатерина Морозова, сразу же по приходе в Молодежную программу в прошлом сезоне ярко заявившая о себе. Она прекрасно спела свой первый номер «Как сладко с тобою мне быть …». Но трагическая «Песнь Маргариты» («Тяжка печаль, и грустен свет») обманутой и покинутой, была сделана просто великолепно. Можно надеяться, что и Иолантой она будет чудесной.
Удачно дебютировала в Молодёжке лиричное сопрано Марианна Мартиросян с романсом «Mio ben ricordati» («Если вдруг средь радостей»). Красивый теплый голос у меццо-сопрано Евгении Асановой. Но мне очень не понравилось, как она спела «Ах, когда б я прежде знала…» в каком-то тягучем, нарочито медленном темпе. С моей точки зрения это выглядело неоправданно претенциозно.
Нельзя назвать удачным выступление в концерте сопрано Анастасии Браун. У нее чисто вокальные проблемы – голос напряжен и, как говориться, «висит» на связках. К тому же в этом концерте она нечисто интонировала.
Второе отделение было отдано романсам, написанным Глинкой в основном на итальянском (7 романсов) и французском (2 романса). Такой выбор не случаен не только потому, что гостями московской Молодёжной программы были итальянцы. Очевидно влияние итальянской музыки на творчество Глинки, так же как влияние немецкой на П. И. Чайковского. Глинка несколько лет жил в Италии и свободно владел итальянским и французским языками.
В концерте приняли участие две сопрано из итальянских школ: Клаудиа Николь Калабрезе (Неаполитанская консерватория) и монголка Урангоо Батбаяр (Венецианская консерватория), и два концертмейстера из академии театра Ла Скала: Лука Маркосси и Паоло Троян. Итальянские гостьи смотрелись на фоне российских певиц довольно бледно. У Калабрезе голос не богат красками, да и технических проблем и вокальных шероховатостей у нее более чем достаточно.
У совсем молодой Батбаяр голос еще не полностью сформировался. У нее открытые верха. Но свою долю признательности зала она получила за смелость исполнять в Москве на конкурсе на русском языке романс «Я люблю, ты мне твердила…», причем с неплохим произношеием.
Наиболее интересными в итальянской группе оказались концертмейстеры, особенно Маркосси с его прекрасным, тонким туше. Жаль, что в Бетховенском зале нет итальянского рояля «Фациоли», просто предназначенного аккомпанировать вокалу. Большому театру было бы неплохо приобрести пару роялей этой фирмы.
В конце программы прозвучали две песни на украинском языке, о которых я уже упоминал. Лишний раз я убедился, что украинский язык более певуч и приспособлен для вокала, нежели русский.
Нельзя не сказать несколько теплых слов и в адрес московских концертмейстеров: Елизаветы Дмитриевой и Сергея Константинова, вместе с Семеном Скигиным постоянно работающими с артистами Молодёжной оперной программы Большого театра не только в оперном, но и камерном репертуаре, что требует более высокой культуры и вкуса.
Вся московская Молодёжка являет прекрасные результаты не только в концертах, но и на сценах Большого театра в календарных спектаклях. Порой на них и выпускниках Молодёжной программы держится бóльшая часть оперного репертуара Большого театра и в этом огромная заслуга её руководителя Дмитрия Вдовина.
Владимир Ойвин