В минувшую субботу, 26 ноября 2016 года, Большой театр представил на суд публики оперу Бенджамина Бриттена «Билли Бадд».
Это совместная постановка с Английской национальной оперой и Немецкой оперой Берлина.
Опера «Билли Бадд» впервые с момента мировой премьеры в 1951 году появляется в московской афише. Либретто создано по повести автора «Моби Дика» Германа Мелвилла и описывает события, произошедшие на английском 74-пушечном линейном корабле «Неустрашимый» в 1797 году.
Основная линия сюжета — сложные взаимоотношения матроса Билли Бадда и каптенармуса Джона Клэггарта. При этом центральная фигура, на чью долю выпадает больше всего моральных терзаний, это именно капитан корабля Вир, который выносит Билли смертный приговор, зная, что матрос, по сути, невиновен.
Опера по большей части речитативна, а либретто почти не имеет рифм, кроме песенки моряков. Оркестр под дирижерской палочкой Уильяма Лейси ограничивался безликим аккомпанементом, и только «духовики» развлекали публику, демонстрируя свою полную готовность к предстоящей встрече года Петуха.
А вот ансамбль солистов оказался на высоте. Хотя Бенджамин Бриттен не ввел в оперу ни одного женского голоса, но сделал очень яркое распределение ролей по голосам, поставив перед певцами задачи трудно выполнимые.
А автор постановки, известный американский режиссер Дэвид Олден, создал колоритные типажи даже для второстепенных персонажей, таких как Новичок (Богдан Волков), Рыжая борода (Марат Гали) и Дональд (Александр Миминошвили). Также одним из самых красивых голосов спектакля в практически невидимой роли был Арсений Яковлев (голос Германа из «Дамы Пик» Павла Лунгина), а самым трогательным дебютантом Большого театра стал сын футболиста Андрея Аршавина Артем в роли Юнги. Но все же маховик действия раскручивают не они.
Клэггарт (бас Гидон Сакс) — настоящий садист с однообразно грубой краской голоса. Ему присуща, по выражению автора, «природная развращенность». Капитан Вир в исполнении Джона Дашака — человек тонкий, умный и справедливый. Но неожиданно он производит впечатление натуры, склонной к некой истеричности. Быть может, оттого, что в верхнем регистре его тенор звучит надрывно.
Билли Юрия Самойлова — обладатель интересного баритона, романтический герой по прозвищу Красавчик. И тут трудно не заметить, что гримеры переборщили в старании создать образ всеобщего любимца.
Самая сильная сцена Билли, когда он сидит в кандалах и поет меланхоличную песню, ожидая рассвета и вместе с ним — смерти. А старый матрос по прозвищу Датчанин (феноменальная работа знаменитого английского баса Роберта Ллойда) приносит ему стакан грога (аллюзия с Причастием не случайна).
В опере множество христианских аллюзий и размышлений о человеческой природе. Но в постановке нет ни бушующего океана, ни мятежного корабля — никакой надежды. Только трюм, как бункер-тюрьма, и фатальный накал страстей (сценограф — Пол Стейнберг).
Похоже, понимая, что спектакль будет представлен в Москве, постановщики создали ассоциацию с ГУЛАГом, что делает и так невероятно трагическую оперу патологически убийственной.
Дэвид Олден, режиссер-постановщик:
“Я ждал сорок лет, чтобы поставить эту оперу, вначале с британскими музыкантами и певцами, теперь с российскими. Это музыкальная драма больше в стиле Достоевского, чем Мелвилла. Мощная, глубокая музыка, в которой чувствуется борьба между романтизмом и модернизмом.”
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”