В Барбикан-центре в Лондоне прошел сольный концерт Евгения Кисина в рамках программы празднования 250-летия Л. ван Бетховена.
Барбикан, легендарный район Центрального Лондона, стал в текущем сезоне кульминационной точкой маршрута Лондонской Культурной Мили (London Culture Mile) – проекта, инициированного муниципалитетом города совместно с Барбикан-центром, Гилдхоллской школой музыки и театра, Лондонским симфоническим оркестром и Музеем Лондона.
Сегодня это резиденция, памятник архитектуры конструктивизма, публичное пространство со своим искусственным водоемом, характерным ландшафтным дизайном и рекреационной зоной и, главное – одним из лучших концертных залов столицы Великобритании – Барбикан-центром.
Разумеется, празднование 250-летия со дня рождения Л. ван Бетховена не могло не стать ключевым в формировании музыкальных событий сезона в Барбикан-центре. Судя по его афишам, как, впрочем, и программам сезона других ведущих концертных залов мира, празднование обещает монографический размах и яркость пула исполнителей, а в случае с главным культурным центром Лондона – еще и жанровое многообразие.
Так, 2020 год Барбикан открыл европейской премьерой оперы прославленного американского композитора Дэвида Лэнга – обладателя Грэмми и Пулитцеровской премии, номинанта на Оскар за музыку к кинофильму Паоло Соррентино «Молодость». «Узник государства» («Prisoner of the State») – модернизированный оммаж опере Бетховена «Фиделио». Написанная по заказу Нью-Йоркской Филармонии, по словам корреспондента The New York Times Энтони Томмасини, опера представляет собой
«современную и пессимистичную версию единственной оперы Бетховена»
и поднимает острые философско-социальные вопросы о цене свободы и поиске истины в деспотичном государстве.
Идеями своей оперы композитор поделился на youtube-канале Нью-Йоркской филармонии. Мировая премьера оперы состоялась в Нью-Йорке летом 2019 года, а годом ранее фестиваль новой музыки SOUND UP посвятил Лэнгу специальную программу DAVID LANG /ULTRA в исполнении вокального коллектива Intrada и ансамбля Студия Новой Музыки..
Тему бетховенских контрастов продолжил Оркестр-резидент Барбикан-центра – Лондонский симфонический оркестр под управлением Сэра Саймона Рэттла, исполнив редко звучащую ораторию Бетховена «Христос на Масличной горе» в радикальном стилистическом соседстве со скрипичным концертом Альбана Берга (солистка Лиза Батиашвили, скрипка).
Центральным фортепианным бетховенским событием стал февральский сольный концерт Евгения Кисина, на котором побывала автор портала ClassicalNusicNews.Ru и корреспондент журнала «Piano Форум» Светлана Елина.
Монографично, строго, в меру разнообразно – три сонаты (№ 8, 17 и 21) и 15 Вариаций с фугой ми-бемоль мажор соч.35 – бетховенская программа речиталя обещала яркий и стильный музыкальный вечер.
Восьмая соната была исполнена безукоризненно чисто, академично строго, без глубокого драматизма и почти без педали. Капельку старомодно, как фото под фильтром «Sepia». Вторая же часть Восьмой сонаты в исполнении Евегения Кисина мгновенно наполнила зал Барбикан-центра на 1800 мест очарованием простоты и трепетности фразировки; в побочной теме третьей части звучала детская ласковость, в то время как лирическая тема финала явила слушателям благородного романтика с нежной душой (возможно, именно таким и был Бетховен, думалось в те мгновения).
Необычное ощущение осталось от финала сонаты: кристальная чистота и математическая точность экспрессии, очищенной от реальных чувств и страстей. Как если бы вам жарко пытался пожать руку джентльмен в стерильных перчатках, или, среди прекрасных швейцарских Альп вы бы внезапно обнаружили, что в горном роднике течет дистиллированная вода, а вместо солнца – ультрафиолетовая лампа.
Вариации удивили внезапно жестким прямолинейным звуком на форте и однообразием фразировки. Зато второе отделение началось прекраснейшей из бетховенских сонат – № 17. Несмотря на сохранившийся на форте стук, паузы в медленном вступлении прозвучали необычайно проникновенно: они у Кисина обладают гипнотическим эффектом.
Чарующе прозвучали и Largo эпизоды – una corda на шесть тактов речитатива (очевидно, пианист работает с уртекстом): во «влажной» акустике зала наслоение отзвуков и обертонов на затухающем diminuendo превращалось в звенящий звуковой кластер, парящий в почти инфернальном piano по залу.
Кстати, столь же волшебно обертоны звучали и в финале Сонаты № 21, где пианист также использовал длинную авторскую педаль. Но вернемся к Семнадцатой. Как и в жизни, волшебство продлилось недолго. Adagio прозвучало практически senza pedale. Когда же скупая педаль в бетховенской фактуре второй части, наконец, перешла в привычную ранне-романтическую в финале, автор этих строк облегченно вздохнула (вместе с ней и сидящая рядом дама).
Однако было бы несправедливо не отметить, что именно такая педаль указана композитором в уртексте, как впрочем и то, что инструменты бетховенского времени обладали значительно более хрупкой конструкцией, иной технологией взятия педали и ее звуковыми эффектами, нежели современный концертный рояль Steinway c чугунной рамой, выдерживающей натяжение струн до 20 тонн. Словом, автор этих строк оказалась не совсем готова к буквальной аутентичности исполнения бетховенской педали на современном концертном рояле.
В бетховенской лирике Евгений Кисин необычайно органичен: в его исполнении она трогательна, по-детски (и поэтому обезоруживающе) ласкова. Это, безусловно, скомпенсировало некоторую прямолинейность акцентов в fotre-эпизодах и однообразие фразировки, которой действительно сложно избежать в повторяющейся фактуре финала 17-ой сонаты. И все же, справедливости ради, отметим, что некоторым интерпретаторам Бетховена это удается (вспомним, к примеру, исполнение сонат Бетховена в прошлом и текущем сезонах Рудольфом Бухбиндером в Москве).
В завершение концерта прозвучала Соната № 21, «Аврора». Первая часть – напористо и исключительно ритмично, даже в переходах к побочным темам: ни мгновения для интонационного вдоха, разве микрон времени для еле заметной цезуры. Только музыка, ничего личного. Только исполнение, не интерпретация. Вторую часть, Adagio molto, пианист играл непривычно медленно, напомнив о неподражаемом Эмиле Григорьевиче Гилельсе, о благородстве его медленных темпов в средних частях бетховенских сонат.
Если вы когда-нибудь услышите эпитет «чопорный» по отношению к англичанам, не верьте. Англичане – внимательная и очень эмоциональная публика, и да, чувствуется, что они обожают Кисина. Поскольку в Барбикан-центре не принято поздравлять артиста после концерта за кулисами, все свои эмоции слушатели могут выразить только в аплодисментах в зале. В результате настойчивых продолжительных оваций пианист исполнил четыре произведения на бис: Багатель соч.126 № 6, Шесть вариаций на оригинальную тему ре-мажор соч.76, Багатель соч.33 № 5 и Экосез ми-бемоль мажор.
Тем временем, бетховенская программа в Барбикане продолжается. В мае Барбикан-центр ожидает проект Андраша Шиффа – пианист завершает начавшийся в 2019 году цикл всех концертов Бетховена с Будапештским фестивальным оркестром (дирижер Иван Фишер).
Светлана Елина