Взаимная любовь вспыхнула при первой же встрече.
Теперь один из самых известных оркестров мира решил получить звездного дирижера в свое постоянное пользование.
Одна из самых престижных должностей в мире классической музыки достается Кириллу Петренко, 43-летнему австрийскому дирижеру родом из Омска, который возглавляет на настоящий момент Баварскую государственную оперу.
Музыканты Берлинского филармонического оркестра выбрали его своим новым руководителем. Об этом оркестр сообщил в понедельник, 22 июня по итогам второго раунда тайного голосования, состоявшегося в воскресенье.
Первый проходил в мае и закончился безрезультатно. На той же пресс-конференции музыканты огласили и однозначный ответ Петренко:
“Я обнимаю оркестр!”
Когда именно Петренко начнет свою работу в Берлине, предстоит еще решить в ходе переговоров с дирижером, сообщил член правления оркестра Петер Ригельбауэр. У Петренко до 2018 года подписан договор с Баварской государственной оперой.
Нынешний главный дирижер Берлинского филармонического оркестра, 60-летний Саймон Рэттл, чей контракт также истекает в 2018 году, ранее сообщил, что не намерен продлевать договор и хочет вернуться на родину. Британский дирижер работает с 2002 года в Берлине. В 2017 году он возглавит Лондонский симфонический оркестр и будет в течение года совмещать руководство двумя оркестрами.
Получив приглашение от Берлинского филармонического оркестра, Петренко принимает эстафету от таких величайших дирижеров в истории музыки, как Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян и Кладио Аббадо.
“Невозможно описать словами обуревающие меня чувства: от эйфории и огромной радости до благоговения и сомнений”,
– значится в заявлении Петренко по поводу его избрания.
Из Мюнхена в Берлин
Директор Баварской государственной оперы Николаус Бахлер также поздравил Петренко с приглашением в Берлин, но отметил при этом:
“Вместе с тем, я очень рад тому, что господин Петренко и я стремимся к предложенному министерством культуры Баварии продлению договора с Баварской государственной оперой”.
Созданный в 1882 году Берлинский филармонический оркестр имеет уникальную демократическую структуру: музыканты, в частности, сами выбирают своего главного дирижера.
Первый раунд голосования прошел 11 мая. 127 музыкантов оркестра после двенадцати часов дискуссии так и не смогли прийти к компромиссному решению. Второй раунд состоялся в воскресенье, 21 июня.
На этот раз заседание оркестра продолжалось чуть больше трех часов. В качестве кандидатов назывались также Кристиан Тилеман, Андрис Нельсонс и Густаво Дудамель. Петренко с самого начала входил в круг фаворитов.
Родом из Омска
Кирилл Петренко, гражданин Австрии и выходец из СССР, родился в 1972 году в Омске, в музыкальной семье: отец – скрипач, мать – музыковед. Музыкой начал заниматься с шести лет. Учился в музыкальной школе по классу фортепиано. В 11-летнем возрасте дебютировал как солист в сопровождении Омского симфонического оркестра.
В 1990 году эмигрировал вместе с родителями в Австрию, где отец получил место скрипача оркестра и музыкального педагога в городе Форарльберге.
Кирилл закончил с отличием консерваторию Форарльберга в австрийском городке Фельдкирхе по специализации пианист, затем обучался дирижированию в Венской высшей музыкальной школе (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства).
Дебютировал как оперный дирижер в 1995 году в Форарльберге на постановке оперы Бенджамина Бриттена “Давайте создадим оперу”. С 1997 по 1998 годы был капельмейстером Венской народной оперы, за пультом дирижера стоял, в частности, на спектаклях по премьерной версии оперы “Борис Годунов”.
С 1999 по 2002 год был музыкальным руководителем Мейнингенского театра, где привлек к себе внимание “вагнеровским марафоном”: исполнением четырех опер “Кольца нибелунга” Рихарда Вагнера за четыре вечера без перерывов.
С 2001 года Кирилл Петренко поочередно дебютировал в качестве дирижера в самых известных оперных театрах мира: в Венской государственной опере (“Волшебная флейта), в Королевском театре Ковент-Гардене в Лондоне (“Мадам Баттерфляй”), в Парижской национальной опере (“Дон Жуан”), в Нью-Йоркской Метрополитен-опере (“Веселая вдова”), в Баварской государственной опере (“Пиковая дама”), в опере Франкфурта-на-Майне (“Хованщина”), в Государственной опере Дрездена (“Леди Макбет Мценского уезда”), а также в театре Liceu в Барселоне (“Пиковая дама”).
С 2002 по 2007 годы Кирилл Петренко был главным дирижером берлинского музыкального театра Komische Oper. Уже по результатам первых сезонов в Берлине в 2005 году он занял второе место в категории “Дирижер года” (после Пьера Булеза). Этот титул присуждает немецкоязычный журнал “Opernwelt” – одно из главных в Европе специализированных изданий по опере. В 2007 и 2009 году журнал избирал Петренко лучшим дирижером года.
Любимец вагнерианцев
Важной вехой в биографии Петренко стало приглашение в Байройт, где он в 2013 году впервые продирижировал новую постановку “Кольца нибелунга” и завоевал сердца слушателей и критиков верной “духу и букве” партитуры интерпретацией.
Одновременно Петренко не скрывал, что ему не нравится постановка Франка Касторфа, в начале 2015 года он заявил о своем намерении прекратить сотрудничество с Байройтским фестивалем.
Параллельно с работой на сцене оперных театров Петренко неизменно работал и как симфонический дирижер. Он стоял за пультом таких известных оркестров как филармонические оркестры Лондона и Гамбурга, дирижировал симфоническим оркестром Баварского теле- и радиовещания, оркестрами Вены, Франкфурта и Кливленда.
С Берлинским филармоническим оркестром Кирилл Петренко до сих пор выступал трижды – первый раз в 2006 году. Музыканты, по словам Ульриха Кнёрцера из правления оркестра, сразу же пришли в восторг от дирижера.
“Мы сразу спросили, когда мы снова можем увидеть Кирилла за пультом нашего оркестра”,
– сказал Кнёрцер.
Музыкантов убедила его харизматичность, скромность, преданность партитуре. Теперь оркестр решил получить Кирилла Петренко в свое “постоянное пользование”.