Еще один баварский коллектив вслед за Мюнхенским филармоническим оркестром посетил знаменитый берлинский музыкальный фестиваль. В Большом зале филармонии за пультом Бамбергского симфонического оркестра стоял его главный дирижер Джонатан Нотт.
Программа была составлена из сочинений М. Регера, Р. Штрауса и Х. Лахенмана. Она оказалась на редкость сложной и непривычной, требующей подготовленного слушателя.
Выступление Бамбергского оркестра предварил немецкий органист Кристиан Шмитт с Фантазией и фугой Макса Регера. Музыкант уже долгое время сотрудничает с Бамбергским симфоническим оркестром, участвует в ряде проектов этого коллектива. Не так давно он записал в Бамберге органные симфонии Ш. М. Видора (диск был удостоен престижной немецкой премии «ECHO Klassik»), солировал в Концерте для органа Й. Гайдна и новом сочинении Й. Видманна.
Четыре последние песни Р. Штрауса, которые продолжили первое отделение вечера, проникновенно исполнила немецкое сопрано Гения Кюмайер. Особенно поразил ее мягкий и обволакивающий тембр голоса в сочетании с выразительностью и ясностью интонаций.
Хельмут Лахенман, стоявший у истоков создания «инструментальной конкретной музыки», в этом году занимает резидентскую функцию одного из главных композиторов Musikfest Berlin. Его «Ausklang» («Финал») – музыка для фортепиано и большого симфонического оркестра, соч. 1984-1985 гг. поражает изобретательными находками, экзальтированными шумовыми эффектами, организацией особых звуковых пространств.
Внушительный по размерам, гигантский состав оркестра (свыше 70 музыкантов) с расширенной духовой группой и секцией ударных, включая группу там-тамов и гонгов, был дополнен препарированным фортепиано и концертным роялем. Фортепианную партию исполнил Пьер-Лоран Эмар, крупнейший специалист в области современной музыки. До этого выступления Эмар уже представил публике берлинского фестиваля свою интерпретацию Прелюдий и фуг из I тома ХТК И. С. Баха.
Сочинение Хельмута Лахенмана длилось больше часа. Редко, когда приходится видеть на концертах заинтересованную публику, которая не покидает зал по причине тяжелой и невыносимой музыки, особенно в таких больших аудиториях, как Берлинская филармония.
Но здесь еще важна и заслуга исполнителей. Маэстро Джонатан Нотт ни на секунду не прерывал своего внимания от сложнейшей комбинации звуковых инсталляций партитуры, и, конечно же, Пьер-Лоран Эмар, исповедующий в любом из произведений аристократические принципы игры.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru