Уже не первый год снег и гололёд к русской зиме имеют весьма опосредованное отношение. По крайней мере, к её концертной версии – фестиваль искусств «Русская зима» уже в 50-й раз проходит при любых погодных условиях.
Накануне в рамках смотра состоялось выступление российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. Программу вечера можно назвать королевской: Принцесса Аврора из сюиты к балету Чайковского «Спящая красавица» уступила место Принцу Пагод – уже из балета Бриттена.
Сыграть сложнейшую партитуру ХХ века – сочинение Бриттена – для этих музыкантов – практически, как разложить партию домино. После этого фестиваля к 100-летию Бриттена – с непростой музыкой легендарного британца – на «ты», освоили несколько новых партитур.
«Его оригинальное мышление композиторское, человеческое, естественно это переходит в интонацию, они поражают, делают нашу работу трудной»,
– говорит концертмейстер группы виолончелей РНО Александр Готгельф.
Впрочем, к этому – Российский национальный оркестр уже давно привык. Продолжает бить рекорды по числу российских премьер. Сюита из балета Бриттена «Принц Пагод» в Ленинграде исполнялась еще в 70-е. И вот – теперь концертное исполнение в Москве.
В этой музыке каждая нота имеет значение; а использование тех или иных инструментов – целая философия. Подобная семантика – от гамеланского оркестра: Бриттен некоторое время жил на острове Бали. Считается, что балет написан под воздействием традиционной музыки Индонезии.
«Музыка очень своеобразная, во многом необычная. И, вы знаете, в ней так сильно чувствуется аромат Азии, что буквально хочется зажечь курильницу, скрестить ноги и ни о чем не думать или думать о высоком, вечном»,
– говорит концертмейстер РНО, народный артист России Алексей Бруни.
Балетную музыку многие маэстро обходят стороной. «Музыка для ног» – для этих дирижеров не заслуживает внимания. Но только не для Михаила Плетнева. Дирижировал сочинениями Прокофьева, Стравинского, переиграл всего Чайковского, теперь открыл столичной публике и сюиту Бриттена «Принц Пагод».