На сцене Парижской Гранд-опера триумфально открыл в минувшую субботу свои гастроли балет Большого театра.
Москвичи впервые показали парижанам “Утраченные иллюзии” – балетную версию одноименного романа великого французского писателя Оноре де Бальзака – и сорвали десятиминутную овацию.
Однако еще днем, на генеральной репетиции, ни участники спектакля, ни его создатели, ни организаторы гастролей даже не могли предположить такую реакцию зрительного зала.
“Впервые за долгие годы мы привезли не проверенный десятилетиями репертуар – “Лебединое озеро”, “Дон Кихот” или “Спартак”, а новую постановку, специально осуществленную для Большого театра балетмейстером Алексеем Ратманским и композитором Леонидом Десятниковым”,
– сказал в интервью гендиректор ГАБТа Владимир Урин. Он особо подчеркнул, что для “Утраченных иллюзий” это первая гастрольная поездка, и сразу в Париж.
“Конечно, это очень престижно, но и рискованно одновременно, ведь приехали с балетным Бальзаком. В “Ла Скала”, например, зрители подчас сидят с оперными партитурами, следя за точностью исполнения. Предсказать успех невозможно”,
– пояснил Урин, добавив, что не берется заранее прогнозировать реакцию публики.
Со своей стороны, пригасить волнение постарался худрук балета ГАБТа Сергей Филин.
“Не переживайте. Ребята готовы и покажут себя в лучшем виде”,
– успокаивал он. Автор музыки – петербургский композитор Леонид Десятников.
“Приехали в Тулу со своим самоваром. Сам я думаю прежде всего об оркестре – он наемный и состоит из местных музыкантов, надо, чтобы они сыграли прилично”.
Постановщик спектакля, хореограф Алексей Ратманский, воздержался от комментариев, он вел репетицию.
Директор балета Парижской национальной оперы Брижит Лефевр была уверена в успехе спектакля. Это по ее инициативе “Утраченные иллюзии” были приглашены в Париж. Она полюбила постановку, которую посмотрела в Москве, и захотела, чтобы соотечественники тоже увидели, как русские артисты “поставили на пуанты Бальзака”.
“Ровно десять лет назад мы пригласили в Париж Большой театр с балетом “Светлый ручей” в постановке Алексея Ратманского, тогда и открыли для себя этого талантливого хореографа. С тех пор мы следим за творчеством этого балетмейстера, который лично мне очень нравится. Вообще, в балете интересно все новое, необычное, оно продолжает жизнь этого величайшего из искусств. Уверена, что “Утраченные иллюзии” станут для нас обретенными”,
– рассказала Лефевр.
Зал Гранд-опера был забит до отказа: в нарушение пожарных норм заняты были даже все проходы. При таком аншлаге состоялась парижская премьера “Утраченных иллюзий”, которую публика приняла с восторгом. Великолепно выступили в главных партиях приглашенная звезда Диана Вишнёва и ведущие солисты ГАБТа Владислав Лантратов, Екатерина Шипулина, Артем Овчаренко. На высоте были абсолютно все участники спектакля, обеспечившие Большому театру феерическое открытие гастролей.
“Утраченные иллюзии” дадут еще пять раз, причем со сменным составом исполнителей. Однако ни на одно из представлений, которые продлятся до 10 января, билетов в кассах нет – они давно раскуплены. Кроме того, сегодня в рамках гастролей состоится концерт из произведений Леонида Десятникова. Это будет первый авторский вечер известного российского композитора в Париже.
Ольга Свистунова, Дмитрий Горохов, ИТАР-ТАСС