Серией концертов знаменует свой семидесятилетний юбилей Магнитогорская академическая хоровая капелла имени Семёна Эйдинова. Выступления так и называются: “По страницам лучших премьер”.
Представить только, этот хоровой коллектив создавался в годы, когда шла жестокая война. Город, ставший родиной прославленного хора, напряжённо работал во имя победы, но у Магнитки был Семен Эйдинов, чей талант и творческое предвидение помогли Магнитогорску стать “городом металла и музыки”, а капелле – одним из лучших хоровых коллективов в России и за её пределами.
“Вирус” грандиозной стройки
Народный артист СССР дирижёр Владислав Чернушенко вспоминал:
“Эйдинов – великий фантазёр. Его проекты просто ошеломляли. Часто я думал: от наивности это или от неведения? Но, пожив подольше, понабив свои синяки и шишки, понял – от прозорливой мудрости, от веры. Ведь благодаря “наивности” Эйдинова в реальностях нашей бюрократической системы происходило нечто невероятное, но вполне очевидное, осязаемое”.
Таким вот “невероятным” стала и хоровая капелла, появившаяся в октябре 1944 года. Рождалась она не на пустом месте. К середине 30-х годов в Магнитогорске работало 20 клубов, где были духовые и народные оркестры, театральные студии. Кстати, одной из первых в будущем городе появилась музыкальная школа – ей в этом году исполнилось 80 лет, и от неё идёт отсчёт музыкального образования в Магнитогорске.
Что интересно: к музыке тянулись и дети и взрослые, разброс интересов был широким – вплоть до создания оперно-балетной студии. Начиная с 1936 года ставят сцены из “Евгения Онегина”, “Фауста”, целиком идет опера “Запорожец за Дунаем”… Словом, почва для появления вокального коллектива была. Были и профессионалы, подготовившие эту самую основу. Нужен был только человек, готовый организовать и увлечь.
История сохранила воспоминания преподавателя Московской консерватории Лии Абрамовны Авербух, которая в 1935 году едет на Магнитострой, чтобы поучаствовать в великих событиях, помочь на том “фронте”, который ей более близок. С её участием в городе появляются музыкальная школа, кружки, клубы, задумывалось музыкальное училище. Это она пригласила своего выпускника Семёна Эйдинова приехать в Магнитку, заменить её на время командировки в Москву. “Вирус” грандиозной стройки, магнетизм происходящего затянули молодого пианиста, окрылили его.
Первым делом Семён Григорьевич решает вопрос с музыкальным училищем: подготовка специальных кадров была для Магнитки делом первостепенным. Но такое учебное заведение полагалось в столицах и областных городах – Магнитогорску это было “не по чину”. И вот тут городские и областные власти впервые столкнулись с особой “пробивной” силой Эйдинова: в городе появилось своё музыкальное училище! Это был год 1939. А 23 июня 1941 года Эйдинов должен был дать концерт в Челябинске для поступления в оперно-симфоническую аспирантуру при Московской консерватории. Но ему не дано было состояться, началась война.
Несмотря ни на что, важно было сохранить училище и школу, поэтому давали бесплатные спектакли и концерты, репетировали в неотапливаемых помещениях. Студенты учились и помогали фронту, симфонический оркестр и хор училища не уходили с вокзала, провожая эшелоны на фронт. Потом стали поступать раненые – начались выступления в госпиталях. Это феноменально: Магнитогорское музыкальное училище было единственным в стране, которое работало все военные годы!
Хоровик по образованию, директор музыкального училища мечтал о слаженном, профессионально подготовленном хоровом коллективе. Благо в училище все пели – и студенты, и преподаватели, это был академический хор, которому под силу исполнение ораторий, сцен из опер. Образ капеллы сформировался в мыслях Эйдинова задолго до её фактического рождения. Он считал, что это должен быть образец русской классической хоровой школы. И вот мечта осуществилась: приказом Совнаркома РСФСР от 10 мая 1944 года принято решение об организации в Магнитогорске профессионального хора при Челябинской филармонии. В январе 1945 года коллектив стал называться капеллой. Какое это было время для Эйдинова – можно только догадываться: за пять месяцев он прослушал 1600 человек, из которых принял в капеллу 39. Сохранились имена тех, кто стоял у истоков большой хоровой дружины Магнитки, многие из них – первые выпускники Магнитогорского музыкального училища.
Время огранки алмазов
Через 70 лет, день в день, 22 октября 2014 года, государственная академическая хоровая капелла, носящая имя почётного гражданина Магнитогорска, народного артиста России Семёна Эйдинова, дала большой праздничный концерт именно в Челябинске – там, где первым выступлением заявила о себе.
Семён Григорьевич руководил капеллой почти сорок лет, и это были годы постоянного роста, расцвета, обретения мировой славы, а главное – время огранки больших и малых алмазов, волею судеб оказавшихся в поле зрения великого мастера. В 1946 году на базе капеллы был открыт университет музыкальных знаний для студентов Магнитогорска. В 1970 по инициативе Эйдинова создан областной университет музыкального воспитания молодежи. Капелла вела просветительскую работу в цехах ММК, рабочих общежитиях, техникумах, ПТУ, школах, ДК, домах музыки и Магнитогорском музучилище.
С первых лет существования капеллы Эйдинов особое внимание уделял репертуару, изучал массу новых партитур и выбирал именно то, что потом становилось “золотым фондом” капеллы. Его современники вспоминают, как он нередко сам себе задавал вопрос: “Какое моё самое любимое занятие?” И отвечал: “Читать глазами новые партитуры, незнакомую музыку”. С момента рождения коллектива в репертуаре присутствуют произведения крупных форм: “Реквием” Л. Керубини, “Месса до мажор” Бетховена, кантаты “Памятник”, “Иоанн Дамаскин” С. Танеева, “Свитезянка” Н. Римского-Корсакова, “Патетическая оратория” Г. Свиридова, “Казнь Степана Разина” Д. Шостаковича, “Нельсон-месса” Й. Гайдна, “Месса соль мажор” Ф. Шуберта.
В 1960 в рамках организованных Эйдиновым концертных циклов “Антология хоровой советской музыки” были подготовлены четыре программы – около 90 произведений. В последующие годы репертуар пополнился новыми сложными работами: реквиемы Дж. Верди, В. Моцарта, “Магнификат” И. Баха, “Мадонна” С. Монюшко, “Гранская месса” Ф. Листа, Stabat mater Дж. Россини, “Курские песни”, “Пушкинский венок” Г. Свиридова, “Литургическая симфония” А. Эшпая. Одним из первых дирижёров в стране Эйдинов включил в репертуар коллектива духовные сочинения русских композиторов А. Архангельского, М. Березовского, Д. Бортнянского, В. Титова, литургии И. Златоуста, А. Никольского, С. Рахманинова, П. Чайковского, П. Чеснокова. К 1990 годам в репертуаре хоровой капеллы насчитывалось более 1200 произведений.
Своё детище Семен Григорьевич передал в надёжные руки: коллективом в разные годы руководили заслуженный работник культуры Российской Федерации Сергей Смирнов, заслуженный деятель искусств России Юрий Иванов. А последние 18 лет капеллу возглавляет заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова. Продолжая дело своих предшественников, она сумела реализовывать масштабные творческие проекты.
В репертуар вошли редко исполняемые сочинения: “Страсти по Матфею” И. Баха, “Большая месса” В. Моцарта, “Торжественная месса” Дж. Россини, “Осуждение Фауста” Г. Берлиоза, “Немецкий реквием” Й. Брамса, “Четыре духовных песнопения” Дж. Верди, “Глория” А. Вивальди, “Зима священная 1949 года” Л. Десятникова, “Плач Земли” В. Калистратова, “Стикс” Г. Канчели, “Кармина Бурана” К. Орфа, “Три русские песни” С. Рахманинова, “Духовные песнопения” Г. Свиридова, “Свадебка” И. Стравинского, “Месса № 6” Ф. Шуберта…
Капелла принимала участие в первом международном фестивале духовной музыки “Большой хоровой собор”, в фестивалях “Уральские зори”, “Ирина Архипова представляет…”, “Алябьевская музыкальная осень”, “Королевские аудиенции”, “Рахманиновская весна”… Коллектив сотрудничал с прославленными дирижёрами России и зарубежных стран, со многими известными солистами, побывал на гастролях более чем в 300 городах России и за рубежом: в Германии, Голландии, Испании, Италии, Израиле. Состоялись выступления в Большом зале консерватории имени П. Чайковского, храме Христа Спасителя в Москве, Домском соборе в Риге, соборе Св. Петра в Риме, филармонических залах России и Европы, на конгрессе ЮНЕСКО.
Маэстро остаётся с нами
Капелла стала отличной школой для большой армии профессионалов, продолживших дело Семёна Эйдинова. Здесь в разные годы работали дирижёры и хормейстеры народный артист СССР В. Чернушенко, заслуженный деятель искусств РФ В. Васильев, М. Варламов, А. Котяков, Е. Малиновкина, заслуженный деятель искусств России А. Никитин, А. Пермяков, С. Синдина, А. Солодовников, В. Стельмахович, М. Шаппо, заслуженный деятель искусств РФ К. Якобсон. В разные годы с капеллой работали такие известные концертмейстеры, как О. Анисимова, заслуженный работник культуры РФ Б. Белицкий, заслуженная артистка России О. Бычик, В. Галицкий, Р. Ильясова, Е. Кузнецова, Н. Левант, Г. Пермякова, Т. Семиног, К. Юхвид.
В этом коллективе воспитывались и обретали творческие силы народная артистка РФ Н. Заварзина, солисты Т. Захарова, Л. Ильинская, Л. Каминский, заслуженные артисты России О. Сергеева, С. Лихобабин, Л. Мишурова, В. Олейникова, В. Пыхонин, солисты В. Токарев, Г. Чернакова, артисты Л. Алексеева, В. Богданова, М. Виноградская, Л. Звягина, И. Истратова, В. Корзинкина, С. Муртазин, Д. Ращепкин, Т. Тощилина, И. Черний… Магнитогорская академическая хоровая капелла – обладатель серебряной медали Ватикана, она носит звание лауреата международного конкурса имени Орландо ди Лассо в Риме, обладатель Гран-при и диплома “Лучшему хору Европы” за исполнение духовной музыки.
Плотный график встреч
На юбилейный сезон у коллектива запланирован плотный график встреч, концертов, поездок. Будут в этом списке и исполнение оратории в Уфе, Дни культуры в Челябинске, музыкальные ассамблеи, гастроли в Оренбурге. Как рассказывает руководитель капеллы Надежда Иванова, приглашений и гастрольных адресов великое множество. Коллектив известен и востребован, его хорошо знают в Европе, и там можно было бы выступать практически постоянно: капелла с её исполнительским уровнем могла бы выбирать себе выступления по самому высокому рангу. Но у коллектива – а это в общей сложности 80-90 человек – нет финансовой возможности не то, чтобы поехать по Европе или России, но даже дать концерт в большом специально оснащённом зале. Что не мешает много и плодотворно работать, быть в постоянном поиске и радовать зрителей своими очередными успехами.
…Рига, январь 1983 года. Семён Григорьевич Эйдинов с капеллой на гастролях. Последний взмах дирижёрской палочки – и сердце остановилось. Он ушёл из жизни, как подобает маэстро: в работе, рядом с людьми, на сцене. Тогда капелла исполняла хор “Славься” из оперы Глинки “Иван Сусанин”. Потому в день 100-летия своего учителя, основателя и руководителя Магнитогорская академическая хоровая капелла имени Семёна Эйдинова исполнила именно это произведение. Звучит оно и теперь на многих концертах и будет исполняться ещё долгие годы.