
4 апреля 2023 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступили Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского и пианист Николай Луганский.
Опять в Зале имени Чайковского немыслимый зрительский обвал. Впрочем, это почти каждый день нынешней весной. Тем более, первого апреля — 150 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Великий юбилей. Великий композитор. Творец великой музыки. И все хотят услышать эту великую музыку в «живом» звуке — поэтому такая большая толпа меломанов около зала на Триумфальной.
И, знаете, как-то по-особенному светятся глаза у счастливчиков с билетами и цветами. И очень интересно составленная программа концерта, где названы две замечательные «тройки» — фортепианного концерта и симфонии, и пользующееся поистине сумасшедшим успехом имя Николая Луганского.
И еще одна, на этот раз небольшая, но яркая деталь: весь зал, лестница, фойе — в удивительно красивых, хотя и искусственных, кустах белой сирени. Атмосфера праздничная. Действительно праздник!..
Взрыв аплодисментов, когда на сцене появляется сначала любимый всеми оркестр, а за ним — пианист и дирижер… И… возникают первые, очень негромкие и столь же подвижные звуки главной темы первой части. Той самой, о которой когда-то очень образно сказал Борис Асафьев — «тропа в полях».
Наверное, это одна из самых красивых музыкальных тем (образов!), созданных Рахманиновым. Нет, не наверное, а наверняка!.. Совершенно хрустальные звуки рождаются под пальцами пианиста. Невиданной красоты звуки врываются в зал.
Луганский очень импульсивно ведет за собой оркестр к возникновению мрачноватой, но очень красивой новой темы в нижнем регистре. Как они удивительно разговаривают друг с другом — солист и оркестр! Как вызывают в зал нежность, страстность, размышление, влюбленность в окружающий мир, а притом неожиданно звучит чуть устрашающий голос фортепиано. Но ненадолго.
В целом — красиво, экспансивно, нежно, с вкраплениями «героики». Слушаешь, понимая, что у каждого из нас сердце радуется. Радуется и ждет новых открытий, откровений. И они приходят. Они рядом и опять — пронзительно и тепло ведут ту самую «тропу в полях».
Вторая часть тоже приносит из глубины мысли и переживания — через изящное звучание виолончелей размышлительную, по большому счету, напевную песенную тему. Появляется страстно-героический эпизод на пути к предельно выразительному апофеозу… И опять у слушателя замирает сердце… финал!
Блистательное соревнование солиста и мощного tutti, и рождается новая напевная тема. Продолжают поражать «игрушечные», блестящие, бесконечно милые перле на малом звуке в торжестве какой-то особенной «ненарошной» виртуозности. Финал… Все дальше и дальше — громко, смело, на очень большом звуке. И соло фортепиано: та же мощная тема — торжественная, яркая, солнечная.
Господи, как красиво! И конечно, надо особо отметить, как оркестр с солистом (молодец, дирижер!) умело и чутко, не затеряв и трагические фрагменты концерта, а они серьезны в самой партитуре, — звучат, в лучшем смысле, органично. Это исполнение — истинный праздник. Луганский — это Луганский! Он иначе, чем совершенно, играть не может. Он такой, уникальный! И еще раз мы с восторгом смогли в этом убедиться. Вот так…
А потом был триумф Третьей симфонии, написанной Рахманиновым в 1935-36 годах. Симфония, которую сам автор считал своим лучшим произведением. Тем более что оно, это произведение, носило еще и автобиографический характер и было, по сути, самым пронзительным и горьким из его сочинений вдали от Родины. Исследователь творчества Рахманинова С. Василенко:
«Драматизм некоторых тем раскрывает мятущийся, не находящий покоя образ главного героя — самого композитора… Широкие напевные мелодии сменяются нервными, вторгающимися извне жесткими звучаниями…»
И в этой превосходной партитуре необыкновенно обаятельны лирические, поэтические темы о воспоминаниях о Родине, тоске без Родины. Главная тема первой части симфонии трактуется музыковедами как образ трагического одиночества. Она проходит через все три части симфонии, где немалую роль играет и звучание мрачного Dies irae.
Темы, распевы, напевы — один другого лучше, безукоризненно покоряют. Например, тема из первой части — безнадежная печаль на грани отчаяния. Вторая тема, тоже лирическая, неожиданно, будучи романтически приподнятой, обретает некую гимническую окраску. Отлично звучала в оркестре в этот вечер грозная медь — та, что из вступления. Конец части вроде бы несколько облегчает это мрачное страдание, но… но в основе своей она остается.
Вторая часть — удивительный «гормон» медленной части и скерцо (смелое решение автора) — пейзаж невероятной красоты. Опять прибегну к словам Б. Асафьева:
«Трудно не любить подобного рода рахманиновские медленные восхождения, изгибы, завивки и колыхания музыки, когда мелодический рисунок, словно нехотя, расстается с каждым своим красивым поворотом и извивом…
Мысль как бы остановилась. Она созерцает или, может быть, озирается в мире явлений, как бы отыскивая путь-дорогу дальше, отыскивая луч маяка, чтобы плыть к нему — к надежде, к верному другу…»
Но вновь и вновь в скерцо-марше вновь появляются мрачные образы зла, насилия, и они противопоставлены всем положительным и светлым темам, которые живут во всей симфонии…
А финал — так задумал автор — праздник, стихия народного танца, поразительная красота побочной темы, но… опять-таки «приходят» темы зла. В фуге третьей части симфонии зазвучал милый вальсок, но это было очень коротко. Трагизм в симфонию упрямо привносит та самая фуга, тот самый Dies irae.
Все эти сложные «перепады» симфонии с большим мастерством передал дирижер Дмитрий Юровский. И самый-самый финал опять вернул слушателей к празднеству, торжеству света, опять-таки любимой композитором Ее Величеству Весне, которая для него, как мы знаем, родилась первого апреля…
Остается назвать еще одну важную деталь: Третья симфония была, увы, весьма критически признана за рубежом, но ее судьба на родине Рахманинова сложилась очень удачно.
P. S. Да, еще о бисах. Они были столь же блестящи, как и весь концерт. Луганский сыграл этюд-картину, а оркестр с Юровским — «Пляску мужчин» из оперы «Алеко». Оба — замечательные маленькие шедевры Сергея Рахманинова.
Наталья Лагина

Кстати: