Это одно из самых неоднозначных музыкальных произведений за всю историю музыки, описываемое критиками как «антисемитское» и «романтизирующее терроризм».
Английская национальная опера рискует вызвать недовольство публики постановкой оперы «Смерть Клингхоффера», основанной на реальной истории убийства еврейского туриста-инвалида палестинскими боевиками во время захвата ими круизного лайнера.
Еврейский народ обвиняет Английскую национальную оперу в том, что она «дает терроризму голос». Люди угрожают массовыми протестами против решения руководства театра поставить на сцене произведение, которое шокирует публику.
Леон Клингхоффер, 69-летний гражданин США, в октябре 1985 года праздновал годовщину своей свадьбы на борту круизного судна «Акилле Лауро», когда в него дважды выстрелили и выкинули тело вместе с инвалидной коляской за борт. Это случилось в результате похищения судна членами Палестинского фронта освобождения в территориальных водах Египта.
Однако компания настаивает на своем решении о постановке оперы, не смотря на неоднократные требования отменить ее. Джон Берри, художественный руководитель Английской национально оперы, заявил:
«Мы не можем отрицать тот факт, что это была самая жестокая террористическая атака из всех, но цель искусства – иногда шокировать аудиторию, бросать ей вызов. История воплощена с большим чувством и беспристрастно изображает героев по обе стороны конфликта».
Оперу «Смерть Клингхоффера» написал американский композитор Джон Адамс, на либретто Элис Гудман. Премьера состоялась в Брюсселе в 1991 году, и была встречена протестами и критикой из-за того, что в ней увидели сочувствие терроризму.
В следствие этого, Глайндборнский оперный театр и оперный театр Лос-Анджелеса отменили уже запланированные представления, а постановка 1992 года в Сан-Франциско была сорвана акциями протеста. С тех пор оперные театры всего мира отказались от постановки этого произведения.
Дочери господина Клингхоффера, Лиза и Ильза, посетили представление в Нью-Йорке в 1992 году, и назвали его «ужасающим» и «антисемитским».
Прошлым вечером в интервью «The Sunday Telegraph» Ильза сказала:
«Самое обидное – это чувство, что авторы оперы пытаются найти оправдание убийству нашего отца тем, что представляют террористов как поэтических и романтических героев, борцов за свободу, в то время как они просто головорезы.
Убийство отца по сей день является нашим кошмаром, это не то, из чего можно сделать зрелище или орудие политического давления».
В предыдущих постановках оперы «убийство» господина Клингхоффера происходило за сценой. Новая трактовка Английской национальной оперы предполагает, что в него будут стрелять прямо на сцене. Кроме того, опера содержит «Арию падающего тела», которую поет мертвый Клингхоффер, выброшенный за борт.
Данная постановка – дебют оперного режиссера Тома Морриса, художественного руководителя театра «Олд Вик» в Бристоле. Господин Моррис выступал одним из режиссеров имевшей успех сценической версии фильма «Боевой конь», а также был продюсером противоречивого мюзикла «Джерри Спрингер: Опера». Он говорит:
«Это драма о конфликте и, конечно же, в ней должны быть показаны обе стороны. Здесь нет никакой романтизации захватчиков, но драма дает возможность понять мысли и чувства, которые, возможно, ими движут. Идея того, что опера не должна быть поставлена только потому, что кто-то не согласен со словами героев, просто абсурдна».
Вивьен Уайнмэн, президент Совета представителей британских евреев, сказала:
«Никто не должен упускать из вида тот факт, что ни в чем не повинный пожилой инвалид был хладнокровно застрелен и выброшен в море без всяких на то оснований, кроме, пожалуй, того, что он был евреем».
Раввин Шмули Ботич назвал новую постановку оперы «морально предосудительной» и заявил, что намерен протестовать вместе с еврейскими людьми у входа в лондонский театр «Колизей», где в этом месяце состоится представление оперы. Шмули Ботич сказал:
«Убийство Леона Клингхоффера – одно из самых подлых преступлений современности. Террористы, торжествующие на сцене и поющие об убийстве инвалида в коляске, о своих страданиях и гуманности, показанные публике так художественно, есть не что иное, как оправдание терроризма, а это безнравственно. Просто неслыханно, что столь престижный культурный институт дает голос терроризму.
Осмелилась бы Английская национальная опера поставить на сцене произведение о взрывах в Лондоне, где преступники пели бы о том, что их угнетают? Я так не думаю».
Для Английской национальной оперы это не первая противоречивая постановка. Их последняя трактовка оперы «Дон Жуан» вызвала критику за сцену группового изнасилования женщины бандой людей в черных футболках с изображением Иисуса Христа.
Компания ориентирована на привлечение молодежи. В своих постановках она работает совместно с авангардным театром «Punchdrunk» и режиссерами Майком Фиггисом и Терри Гиллиамом.
«Акилле Лауро», итальянское круизное судно, следовало из Александрии в египетский Порт Саид, когда оно было захвачено четырьмя членами Палестинского фронта освобождения, подразделения Организации освобождения Палестины. Террористы потребовали держать курс на Сирию. Когда Сирия отказалась принять корабль в Тартусе, они убили господина Клингхоффера и выбросили его тело за борт.
Конфликт закончился, когда власти Египта пообещали похитителям полную амнистию и перелет в Тунис. Но американские реактивные самолеты перехватили их в воздухе, и четверо террористов предстали перед судом в Италии. Их главарь Абу Аббас избежал наказания, но, в конечном счете, был арестован в Багдаде после американского вторжения в 2003 году, и вскоре скончался в американской тюрьме.