30 ноября 2016 года в Белгородской государственной филармонии состоялся концерт, посвящённый 260-летию со дня рождения Вольфганга Моцарта.
Австрийский композитор за неполные 36 лет жизни создал 626 произведений, среди которых – 22 оперы, 51 симфония, 55 концертов, а также сонаты, струнные квартеты и церковная музыка.
Андрей Ярошинский пианист:
“Величайшие творения, ощущение красоты, удивительных чертогов, в которых нам обязательно необходимо побывать, почувствовать их – это произведения Моцарта. Эти вещи на все времена. Тем более Моцарт – это символ классической музыки.
Его музыка солнечна, но в ней есть оттенок грусти и одиночества. И это очень важно. Моцарт удивительным образом влияет на людей и на их сердца, потому что это божественная гармония. Это не может потерять актуальность, потому что Моцарт – это сердце классической музыки.”
Концерт «Моцарт. 260 лет со дня рождения» наполнили два произведения композитора, написанные им в последние годы жизни.
Вначале музыкального вечера симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина вместе с лауреатом международных конкурсов Андреем Ярошинским (фортепиано, Москва) исполнил Концерт № 27 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор.
Это произведение является последним фортепианным произведением австрийского композитора. Он его написал в 1791 году. Андрея Ярошинский самозабвенно исполнил произведение. Ему даже не понадобилась партитура.
Андрей Ярошинский:
“Это своего рода профессиональная необходимость, потому что, когда мы стремимся к максимальной свободе самовыражения и за роялем, и в музыке в целом, безусловно, мы стремимся к тому, чтобы нам ничего не мешало и чтобы не было никаких дополнительных посредников между музыкой и нами.”
Это не первый концерт симфонического оркестра, маэстро Рашита Нигаматуллина и Андрея Ярошинского. В музыкальном диалоге они уже исполнили музыку Сергея Прокофьева, Людвига Бетховина, Дмитрия Шостаковича, а теперь и Вольфганга Моцарта.
Как признаётся музыкант, несмотря на то, что «это разные пространства и музыкальные дыхания», работа получилась хорошей, благодаря профессионализму музыкантов.
Продолжила концерт «Пражская симфония». Это трёхчастная симфония № 38 ре мажор, которую Вольфганг Моцарт посвятил столице современной Чехии – Праге.
Елена Латыш-Бирюкова ведущая концерта:
“Ткань моцартовских концертов легка и прозрачна, насыщена подвижностью, пассажным материалом и вместе с тем требует глубокого осмысления исполнения. В них окончательно закрепляется трёхчастное строение формы. Моцарт научил фортепиано разговаривать с оркестром. Именно на нём ему удалось высказать самое мрачное, самое весёлое и самое глубокое.”
Концерт состоялся в рамках всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 27». Фото автора