В Москве в Большом зале консерватории впервые прозвучала мистерия Александра Сойникова «Роза Мира» по мотивам религиозно-философского романа Даниила Андреева.
Вместе с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева в исполнении масштабного сочинения российского композитора приняли участие: Оксана Шилова (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор), Владимир Автомонов (баритон), Рубин Абдуллин (орган) и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова (художественный руководитель — Геннадий Дмитряк).
Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине. В 1970-м окончил Ленинградский институт культуры, в 1975-м — Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора А. Д. Мнацаканяна. В 1980 году был принят в Союз композиторов.
Перу автора принадлежит большое количество симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, музыки к театральным постановкам. Александр Сойников тесно сотрудничал с петербургским Театром им. Леонида Якобсона.
Премьера наиболее известного его балета «Распутин» была представлена на сцене Королевской оперы «Ковент-Гарден» (Великобритания).
«В мистерии заложена идея единения, проходящая через всю книгу Даниила Андреева. Отсюда мое обращение к русской православной духовной музыке и европейским католическим песнопениям.
С начала 1990-х большую часть жизни я провожу в Германии в маленькой деревушке среди гор, но при этом обязательно хотя бы месяц и в своей петербургской квартире.
В 1998 году, на мировой премьере “Розы Мира” в Иркутске я познакомился с вдовой Даниила Андреева Аллой Александровной.
И вот с того самого момента до ее трагической гибели мы были очень дружны, неоднократно проводили с ней в Германии симпозиумы и конференции “Андреевские чтения”, куда съезжались специалисты из разных стран, занимались архивом Даниила Андреева в Москве, сумели осуществить перевод и издание “Розы Мира” на немецком языке»,
— рассказал Александр Сойников.
Композитор, следуя мыслям Даниила Андреева, пытался показать в своем сочинении основные вехи человеческой истории: рождение людей по образу и подобию Божию, их падение, неустанную борьбу между Светом и Тьмой, почти полную победу идей «Розы Мира», ее отступление, невиданные страдания, последовавшие вслед за этим, и, наконец, пришествие Христа и будущее просветление человечества.
Отсюда и форма этого 13-частного произведения, соединяющего в себе черты оратории и заупокойной мессы. «Роза мира» уже четыре раза исполнялась ранее — в 1998 году в Иркутске, дважды в Германии и пять лет назад в Петербурге.
«В программе концерта я не случайно поставил два совершенно отличных друг от друга произведения, одно из которых “Военные письма” Валерия Гаврилина, где выражены великие христианские чувства.
В обоих сочинениях есть и печаль, и слезы. А ведь плач — это выражение чувства долга и ответственности, чувства потери. Все это воплощено в музыке»,
— отметил Владимир Федосеев.
Владимир Федосеев сосредоточил свое внимание на религиозных аспектах партитуры композитора, придав сочинению величие и глубочайший психологизм. Хор, оркестр и солисты звучали превосходно, каждая из частей мистерии воспринималась как отдельная глава духовного романа.
Второе отделение концерта продолжилось исполнением вокально-симфонической поэмы Валерия Гаврилина «Военные письма» для солистов, смешанного хора и оркестра.
Композитор, еще будучи ребенком, испытал на себе беды кровопролитной войны. Сюжетная линия «Военных писем» (на тексты Альбины Шульгиной) основана на иcтории молодой семьи, в жизнь которой неумолимо вторглась война: участники сочинения — молодая мать, ее муж-солдат, ушедший на фронт, и рассказчик (ребенок), от лица которого ведется повествование.
Драматическая история любви двух сердец становится в произведении Валерия Гаврилина историей целого поколения, судьбы которого разрушила война.
Сольные партии в произведении исполнили: Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Владимир Автомонов (баритон) и учащийся Академии хорового искусства имени В. С. Попова Артём Николаев.
Виктор Александров, nstar-spb.ru