31 октября в Белгородской государственной филармонии состоялся одноимённый сольный концерт московского музыканта.
В этот вечер один из ведущих российских органистов, пианист и клавесинист Алексей Шевченко (Москва) исполнил на «короле всех инструментов» произведения Иоганна Баха, Антонио Вивальди, Дитриха Букстехуде, Иоганна Мютеля, Вольфганга Моцарта, Оскара Вермана, а также Александра Глазунова и епископа Серафима (Чичагова).
“Эта программа эклектическая, затрагивающая четыре века. В неё вошли как часто исполняемые произведения (прелюдия и фуга ля минор Иоганна Баха, концерт по Вивальди, фантазии Моцарта), так и нечасто играемые.
Например, пассакалия ми минор для органа Оскара Вермана, малоизвестного немецкого композитора, ровесника Чайковского 1840-го года рождения. Это посвящение Иоганну Себастьяну Баху. Оскар Верман явно ориентировался на модель пассакалии Баха, когда сочинял своё произведение”,
– говорит Алексей Шевченко.
Как признаётся музыкант, в программу вошли его любимые произведения. Отдельное место в концерте заняли «Весенняя креста» – фрагмент из музыкального дневника 1905-1912 годов епископа Серафима (Чичагова) и прелюдия и фуга ля минор Александра Глазунова.
“Редко исполняются произведения Серафима Чичигова, русского святого, расстрелянного в Бутово в 1937 году. Сегодняшняя пьеса – из его музыкального дневника, который был найден в 1990-х годах в нотном магазине. Она была сочинена для фисгармонии, то есть маленького домашнего органа.
А прелюдия и фуга ля минор Александра Глазунова была написана как отклик на начало Первой мировой войны. Она экспрессивна и апокалиптична, в ней есть крайне сложная полифония, поэтому она звучит, как современная музыка, хотя была написана более ста лет назад”,
– говорит органист.
Белгородская публика тепло встретила московского органиста и даже прерывала исполнение трёхчастного произведения аплодисментами, несмотря на то, что ведущая вечера Людмила Сидорова заранее предупредила слушателей о существующих правилах.
“Традиция «не захлопать» появилась в ХХ веке. Ещё в середине прошлого века люди аплодировали между частями произведения, и это считалось нормальным. Прокофьев как-то описывал, сколько раз он бисировал, исполняя первую часть произведения.
Я в своей концертной практике пришёл к тому, что лучше пусть публика хлопает. Мне кажется, что надо быть благодарным, что люди приходят слушать настоящую музыку”,
– говорит музыкант.
По традиции юбилейного сезона перед концертом директор Белгородской филармонии Светлана Боруха вручила почётную грамоту управления культуры Белгородской области работнику музыкального учреждения. В этот раз – лектору-музыковеду филармонии Людмиле Сидоровой за плодотворный труд и значительный вклад в развитие культуры области и в связи с 50-летием Белгородской государственной филармонии.