3 апреля в информационном центре ТАСС состоялась пресс-встреча, посвященная сразу двум юбилеям — 70-летию заслуженного артиста РФ, дирижера, скрипача, педагога, выпестовавшего несколько поколений артистов и слушателей, Александра Яковлевича Канторова и 25-летию возглавляемого им государственного симфонического оркестра «Классика».
Как отметил маэстро, двойной юбилей на самом деле складывается не в 95 лет, а в целый век. Потому что до того, как оркестру было присвоено звание «государственный», он уже гастролировал на протяжении 5 лет.
7 апреля председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга К. Э. Сухенко на юбилейном концерте торжественно вручил Александру Канторову знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».
В настоящий момент к изданию готовится фотоальбом «25 лет с Петербургом», где будут запечатлены сцены и концертные площадки, на которых выступал оркестр «Классика».
Александр Канторов отметил, что, конечно, любимой всегда была филармония. Однако все сцены важны по-своему. Ледовый дворец, например,—– это особая история, связанная с детской аудиторией.
Самой необычной площадкой стал зал в одном из корпусов завода «Ленполиграфмаш». Здесь были исполнены балеты и оперы П. И. Чайковского, поставлен «Пер Гюнт» Э. Грига с участием актрисы А. Мельниковой.
Этот пробный проект получит продолжение в новом концертном сезоне. Дополнительная сложность состоит в том, что драматических артистов трудно собрать. А. Канторов признался, что «Пер Гюнт» — это ностальгия по тем временам, когда он играл на скрипке с молодым Юрием Хатуевичем Темиркановым.
Тогда довольно часто давали «Пер Гюнта», и в зале все плакали. Эта музыка производила грандиозное впечатление на слушателей и оказывала колоссальное воспитательное воздействие.
Одной из центральных тем беседы стали образовательные проекты маэстро и оркестра «Классика».
Журналисты вспомнили о программе «Вырастим поколение счастливых». Первоначально концерты проходили в колонном зале Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, затем прекратились.
Сейчас ведутся переговоры о возвращении этой замечательной просветительской программы. Александр Канторов признался, что традиция близкого общения с залом родилась давно, во время одного из выступлений перед американскими студентами:
«Мне нравится общаться с публикой… я ощущаю дыхание зала».
По мнению маэстро, такой разговор бывает гораздо эффективнее лекции. И для того, чтобы «задеть» публику, надо пробовать всё.
Разные аудитории требуют разного подхода. Самая благодарная публика — маленькие дети, которые воспринимают музыку очень живо. Потому так важно использовать юный возраст, когда ребенок способен всё впитывать и не отвлекается на гаджеты.
Сложнее всего с подростками 13–16 лет. Но и к ним можно найти подход.
«Образовываем детей и взрослых»,
— так охарактеризовал свою миссию А. Канторов.
Музыкант рассказал о 10-дневных гастролях в штате Миссисипи: утром давали концерты для детей, вечером — для взрослых. Отдельно коснулся своей работы в Сан-Ремо —
там оркестр участвовал в торжественном открытии памятника императрице Марии Александровне, в фестивале «Империя Чайковского».
Как известно, именно в Сан-Ремо П. И. Чайковский закончил писать оперу «Евгений Онегин». Постепенно география фестиваля «Империя Чайковского» расширилась, и концерты теперь проходят в Генуе, Монте-Карло, Ницце и Каннах.
Заслуги А. Канторова были отмечены руководством города на Лазурном берегу, и в 2013 году он был удостоен почетного звания Amico di Sanremo (друг Сан-Ремо). По видеосвязи прозвучало теплое поздравление мэра этого города Альберто Бьянкери, который отметил в своем обращении, что между городами существуют крепкие дружественные контакты.
«Фестиваль трех морей», один из многочисленных проектов маэстро, — это тоже дань традиции. Территориально он охватывает Средиземное, Черное (Сочи) и Балтийское море (Выборг), а содержательно — музыкальную эпоху начиная с 50-х годов ХХ столетия. На концерты приходят люди, которые помнят программы тех лет, приносят афиши, благодарят за то, что вновь возвращаются на полвека назад.
Ну и конечно, говорили о музыке П. И. Чайковского.
«Музыка Чайковского — это такая загадка… Счастье, трагедия — все перемешано. У Чайковского ощущение предчувствия счастья передано как ни у кого другого»,
— отметил А. Канторов.
Рассказывая о программе грядущего юбилейного концерта в Большом зале филармонии, Александр Канторов вновь признался в любви к вальсам и вспомнил, как на одном из концертов в 2004 году в этом зале композитор Андрей Петров надел на него корону.
Таким образом он был удостоен почетного звания «Короля вальсов Санкт-Петербурга». «Легкая кавалерия», «Прекрасная Галатея», увертюры к опереттам Зуппе, вальсы «Волшебство сирен» и «Помона» Вальдтейфеля, произведения Штрауса-сына в исполнении симфонического оркестра «Классика» под руководством маэстро Канторова — это поистине королевский подарок слушателям.
Ксения Иванова, “Санкт-Петербургский Музыкальный вестник”