Вечер, посвященный великой памятной дате, прошел с аншлагом на Исторической сцене.
Зрителями концерта стали многие известные политические, общественные и культурные деятели. Так, из царской ложи за действом наблюдали глава администрации президента РФ Сергей Иванов и министр культуры Владимир Мединский.
Открылся вечер увертюрой к опере Глинки "Руслан и Людмила". Ее исполнил оркестр ГАБТа под руководством главного дирижера Василия Синайского. Кроме того, в концерте была задействована целая группа ведущих солистов оперной труппы Большого театра. Среди них – Венера Гимадиева, Анна Нечаева, Светлана Шилова, Андрей Григорьев, Михаил Казаков. Перед публикой выступил и Московский синодальный хор во главе с художественным руководителем и дирижером Алексеем Пузановым.
Программа концерта была далека от традиционной и соответствовала важности исторического события. Она включила не только хорошо известные "хиты", но и абсолютно незнакомые широкой аудитории музыкальные сочинения. Так, публика услышала "Пожар московский". Так называется опера, созданная по неоконченному роману Пушкина современным российским композитором Владимиром Довганем. На его счету немало интересных произведений, но для сегодняшнего вечера наиболее подходящими оказались фрагменты из "Пожара московского".
Слушатели насладились и красотой редко исполняемых произведений, написанных в жанре духовной музыки, – "Под Твою милость" из "Песнопений Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи" и "Тебе поем" из "Песнопений Рождества Христова и Литургии". Их автор – знаменитый дирижер, народный артист СССР Николай Голованов, обозначивший целую эпоху в истории Большого театра, где проработал с 1915 по 1953 год. Выпускник Синодального училища церковного пения и Московской консерватории, он был не только выдающимся маэстро, но и талантливым композитором. Творческое наследие Голованова насчитывает 46 опусов: это – оперы, романсы, симфонические поэмы, увертюры, кантаты, светские хоры и духовные песнопения. Впрочем, духовную музыку в период после революции 1917 года Николай Голованов писал "в стол", без всякой надежды на исполнение, и об этой сфере деятельности музыканта стало известно относительно недавно – четыре опуса из духовных песнопений Голованова были опубликованы в 2004 году издательством "Живоносный источник". Теперь, как показывает жизнь, многое в нашей стране изменилось, и эти сочинения звучат со сцены Большого театра.
Конечно, сегодняшний концерт невозможно было бы представить без фрагментов оперы Прокофьева "Война и мир" – наверное, самого известного произведения, посвященного Отечественной войне 1812 года. По словам самого композитора, первоначальный план оперы возник у него в 1941 году. "Как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой "Война и мир" взяло верх над колебаниями. В эти дни особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 года, когда его войска дошли до Москвы, и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля", – вспоминал Прокофьев. Первая картина была написана им уже в августе 1941 года, а весной 1942 года была закончена первая редакция. Однако работа над оперой продолжалась на протяжении двенадцати лет – композитор дополнял и редактировал ее до последних дней жизни. Логично, что в программу сегодняшнего торжественного вечера была включена именно ария Кутузова.
Завершила концерт увертюра "1812 год" Петра Ильича Чайковского. Очень эффектная, написанная для расширенного состава симфонического оркестра, хора и колоколов, она рисует невероятно монументальную батальную картину, которая никого не оставляет равнодушным. Сегодняшний вечер исключением не стал – публика в течение десяти минут стоя аплодировала и великому композитору, и талантливым артистам. Это был достойный заключительный аккорд торжеств в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.