Столичная премьера "Свадебки" Игоря Стравинского готовилась без малого два года. Еще в феврале 2009-го "русскими хореографическими сценами с пением и музыкой" должен был дирижировать Игорь Блажков, которого со Стравинским связывала длительная переписка и личное общение. Он снабдил хоровую капеллу "Думка" нотами, договорился с Национальной филармонией, но спонсоры концерта, которые должны были обеспечить гонорары музыкантам, в последний момент отказались от проекта. По счастливой случайности в июне того же года господина Блажкова пригласили в Луцк открывать VI Международный музыкальный фестиваль "Стравинский и Украина", где и состоялась украинская премьера "Свадебки".
Киевское исполнение проходило практически в том же составе. Четверых солистов, которые пели от имени Жениха (Михаил Тищенко), Невесты (Елена Нагорная заменила солистку Киевской муниципальной оперы Ирину Зябченко), Матери (Оксана Никитюк) и Отца (Игорь Воронка), "Думка" нашла среди своих. Одна замена произошла и среди львовской команды пианистов: к Оксане Рапите, Йожефу Ерминю и Марианне Гумецкой присоединилась Мелания Вильшаницкая. Абсолютно обновился секстет перкуссионистов, где одну половину пультов заняла династия Ульяновых – Дмитрий с сыновьями Евгением и Станиславом, а другую – Геннадий Хлопотов, Сергей Кипень и Даниил Шурыгин.
Для Стравинского в этом полубалете-полукантате было важно буквальное воссоздание не столько фольклорного обряда, сколько его духа и особого колорита, который композитор ощущал в соединении графической линии хора с ударными. Даже рояли, спрятанные дирижером Владимиром Сиренко между солистами и хором, здесь тоже играли роль перкуссии – и, надо отметить, несмотря на ее внушительный состав, очень тонко, даже прозрачно подзвучивавшая вокальную партитуру.
Сама по себе "Свадебка" длится меньше получаса, а поэтому ее концертное исполнение в любом случае требует продолжения. На луцком фестивале ее "продлили" украинской духовной музыкой в акапельном исполнении "Думки". В Киеве, напротив, к ее необычному звучанию публику два часа готовили с помощью подобных ударно-фортепианных произведений. Собственно, открыли вечер два типичных биса – заковыристые пьесы британца из Бристоля Джона Питтса. "Changes" ("для 20 ловких пальчиков", как уточняет автор) исполнили устроители фестиваля, фортепианный дуэт Дмитрий Таванец–Александра Зайцева, а на "Are You Going?" ("для 30 ловких пальчиков") к ним присоединился Антоний Барышевский.
Проверив у зала чувство ритма, дуэт организаторов вместе с Дмитрием Ульяновым и Даниилом Шурыгиным взялись за абсолютную классику – Сонату для двух фортепиано и ударных Белы Бартока. Когда же к двум роялям добавили еще два (для Валерия Козлова и Марии Алоэ), пришло время украинской премьеры сюиты "Париж" Дариуса Мийо – местами очень русской музыки, после которой до "Свадебки" оставалось сыграть только Концерт для двух фортепиано самого Стравинского, правильное звучание которому обеспечили Марианна Гумецкая и Олег Полянский.
Счастливый союз
Кстати