В полутемном зале филармонии всего несколько зрителей с блокнотами, фото – и видеокамерами. На сцене симфонический оркестр, музыканты которого еще только знакомятся с партитурой: оратория «Илия» никогда ранее не исполнялась в Самаре. Высокий худощавый Маттиас Ханке стоит за дирижерским пультом и по-немецки через переводчика «командует парадом». Фрагмент, остановка, еще фрагмент. «Первые скрипки, повторить с номера три, духовые, немного сдержаннее»… Рядовая репетиция, такими заполнены будни любого оркестра. Необычна только музыка, которую приходится пока домысливать в уме — на сцене нет еще большого хора, он приедет чуть позже. Оратория — произведение многоголосое, в ее исполнении участвуют и оркестр, и хор, и солисты. Дирижировать таким сводным коллективом под силу только очень опытному дирижеру.
Матиас Ханке справляется с такой работой не первый год. И в Самаре он уже бывал не раз, хорошо знаком с коллективом филармонии и ее симфоническим оркестром, который оценивает очень высоко, что, по его словам, несомненно является заслугой его руководителя Михаила Щербакова. Но почему для первого исполнения в Самаре он выбрал именно ораторию «Илия»? Маттиас Ханке отвечает, что «Илия» представляется ему более зрелым произведением Мендельсона. А в следующий раз он готов исполнить и другую ораторию композитора – «Павел», которой не раз дирижировал в других странах.
На вопрос, какое впечатление на него произвел оркестр сегодня, на только что закончившейся репетиции, Маттиас Ханке повторяет высокую оценку. А для участия в субботнем концерте он отобрал Татьяну Прибуру (сопрано), Анну Гаасе (альт), Бернгарда Гертнера (тенор), Даниэля Блюменштейна (бас). Разумеется, выступит хор церкви Св. Мартина из города Зиндельфингена (Германия) и муниципальный хор «Nova Иgara» (Барселона, Испания).
«Роберт Шуман называл Мендельсона «Моцартом 19 столетия» за красоту, мелодичность, гармоническое богатство его возвышенно величавой музыки. Оратория «Илия» была с восторгом принята слушателями и заняла прочное место в одном ряду с такими шедеврами, как «Страсти» Баха, оратории на библейские темы Генделя, мессы Гайдна и Бетховена. Конечно, музыканты находят новые философские смыслы в этом произведении со временем. «Попытался по-современному осмыслить ораторию «Илия» и ваш покорный слуга», – сказал Маттиас Ханке. Оценить, что же у музыкантов в итоге получилось, самарские слушатели смогут в эту субботу.
Юрий Хмельницкий, "Волжская коммуна"