Для первого – благотворительного, для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, художественный руководитель Пасхального фестиваля Георгий Гергиев выбрал очень непростые произведения – можно сказать, философию в музыке. Но глубина мысли слушателей не напугала: битком набитый зал никто не покинул, люди стойко стояли в фойе и даже на лестнице.
– Даже для меня сложнейшая программа, но в этом я сам виноват, – признался маэстро. – Я считаю, неправильно говорить, что "народ пойдет только на Чайковского". Приехать и познакомить с музыкой – это особая миссия. Мы сделали предложение – и аудитория нас поддержала, сочувственно восприняла даже такие произведения. В частности, в скрипичном концерте Шенберга любому дирижеру мира есть над чем поработать.
Этот концерт исполняется крайне редко – как раз из-за сложности. На своем "Страдивари" солировал один из самых востребованных скрипачей мира Николай Цнайдер, создав практически чувственный контраст между мятущимся и нежным соло скрипки и агрессивным форте оркестра. Таким образом знакомство большинства екатеринбургских студентов с атональной музыкой Шенберга состоялось в великолепном исполнении: Пасхальный фестиваль открыл им этого композитора.
Исполненному истомой "Послеполуденному отдыху фавна" Гергиев в силу своего темперамента придал истинно языческое звучание. Дирижер и не скрывает своей пристрастности к Дебюсси, он включает его в "почетный легион композиторов", и, чувствуется, что это его пристрастие разделяет и оркестр, продемонстрировавший поразительное воплощение принципов ансамбля.
Культурологическую нагрузку программы разделил и другой представитель импрессионизма – Барток. Для концертного исполнения его оперы "Замок Герцога Синяя Борода" солист, Габор Брец, примчался прямо из аэропорта – из-за отмены авиарейса он добирался из Европы до Екатеринбурга почти сутки. Возникли проблемы и с меццо-сопрано: Елена Жидкова, которая уже исполняла эту партию, внезапно заболела. И буквально за три дня студентка Академии молодых певцов Ольга Яковлева выучила эту партию на венгерском языке – и исполнила на сцене Свердловской филармонии.
Программа второго концерта включала, по словам маэстро, "более классические образцы", не лишенные все того же духа импрессионизма, так гармонировавшего с уральской погодой. На улице хлопья снега сменяло яркое солнце, а в филармоническом зале концерт для скрипки с оркестром ре-минор Сибелиуса – пятая симфония Малера. Кроме того, через пять дней после мировой премьеры симфонический оркестр Маринки исполнил Симфонический диптих Родиона Щедрина.
"Несмотря на экстремальные условия, мы сыграли оба концерта", – торжествовал маэстро. Сразу после выступления 120 участников Восьмого Пасхального фестиваля отправились в Нижний Новгород. Всего же в концертной программе задействовано 28 городов России.
Ксения Дубичева, "Российская газета"