«Эксклюзивные тематические программы, в основном наполняемые малоизвестными произведениями, всегда ценились московской публикой. Вот и в этот сезон фестиваль «Возвращение» собирает полные и даже переполненные залы. Когда приходится ставить дополнительные ряды стульев, но студентам все равно приходится сидеть на подоконниках.
Концерт-открытие под названием «Шуман» составили произведения, посвященные великому немецкому романтику, а также сочинения самого Роберта Шумана и его жены Клары. Следующий концерт – «Поэзия», и, соответственно, исполнялись сочинения, так или иначе с поэзией связанные.
А накануне программа называлась «Маленькие трагедии», так что все составившие ее произведения имели к трагедии какое-либо отношение. Вот только некоторые: «Покинутая Дидона» Джузеппе Тартини, «Масонская траурная музыка» Вольфганга Амадея Моцарта, «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского, «После плача» Гии Канчели. А еще – три произведения для одинакового состава (ансамбля флейты, кларнета и арфы), связанные между собой историей создания: «Эпитафия к надгробию князя Макса Эгона Фюрстенберга» Игоря Стравинского, «Канон памяти Игоря Стравинского» Эдисона Денисова и каноническая колыбельная для Стравинского под названием «Некогда» Лучано Берио.
Особенно ценным качеством участников фестиваля является одинаково компетентная игра и классики, и современной музыки, что встречается нечасто. От аутентичной трактовки Тартини Дмитрием Синьковским и Марией Успенской до очень личностной интерпретации Канчели Кристиной Блаумане.
И, пожалуй, не менее ценно постоянное присутствие утонченного юмора и мистификации в фестивальных буклетах. Скажем, к числу интересных фактов биографии участника нынешнего фестиваля, британского композитора Брайана Ирвайна, в числе прочего, относится падение с третьего этажа (с пояснением: приземлился на голову)».